[<10>] ====== Толкования на Евр. 2:11 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря** **Ибо Тот, Кто освящал **их** и кои освящались** Им, **от одной** были природы, - **по каковой причине не стыдится братьями их называть**, ибо истинно родным им соделался по плоти, которую восприял от них. =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 11-15 **И святяй бо и освящаемии, от Единаго вси: еяже ради вины не стыдится братию нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя. И паки: Аз буду надеяся Нань. И паки: се Аз, и дети, яже Ми дал есть Бог. Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе** **«Святяй»**, то есть Христос, **«и освящаемии»**, то есть люди, от единаго мы Бога и Отца. Но Христос как Сын и законное рождение и из сущности Отца, а мы – тварь и удостоены сыновства по благодати. - **«Братию нарицати их»**. Вместе и плоть соединил с Самим Собою и братство воспринял. Говоря **«не стыдится»**, показал различие. Ибо не по природе **брат**, хотя и истинный человек, но по человеколюбию, так как Он и истинный Бог. - **«Аз буду надеяся Нань»**. Назвав выше **братом**, а ниже **отцом**, в средине замечает, что это наименования человеколюбия и благодати Его, а по природе, говорит, Он – истинный Бог. Ибо кто надеется на другого кого, как не на одного Бога? Как бы сказал: услышав, что Он **брат и отец**, не думайте, что Он один из многих, – Бог, говорит, на Котораго, написано, должно надеяться. - **«Се Аз, и дети»**. Отцом нашим сделал Христа. - **«Дал»** – через воплощение. Подобно следующему выражению: //«проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе»// [[old:ps:002:08|(Пс. 2:8)]]. - **«Понеже убо»**, говорит, **«дети»**, то есть люди, **«приобщишася плоти и крови; приискренне»**, то есть одинаково, истинно, не призрачно, как утверждают некоторые еретики, и Сам **плоти и крови причастником** сделался, чтобы и в этом показать, какую имеет любовь **к детям**... Мы, которые считаемся в числе чад Божиих, **приобщились крови и плоти**, в смертных и земных телах. Сего ради Единородное Слово Божие, будучи Жизнию по природе, приобщилось так же, и не иным каким образом, а так же, как и мы. - **«Да смертию»**. Затем высказывает причину вочеловечения. Чтобы, говорит, упразднен был имущий державу смерти – дьявол; упразднен же **смертию**. Как бы так сказал: О, мудрости Божия! Смертью имел державу дьявол – смертью будет уничтожен! Ибо каким орудием он был силен, тем Христос против него и воспользовался. Каким образом властвовал он над **смертию**? Имея власть над грехом, от котораго смерть, и над **смертию** имел власть, ибо **держава смерти** – грех. Ибо, кто имеет грех и изобрел его, тот имеет и **державу смерти**, ибо сказали мы, что грех есть **держава смерти**, чтобы таков был смысл: собственною **смертию** уничтожил дьявола, имущаго в своей власти грех, который составляет силу и **державу смерти**. Ибо если бы грех не преодолел человека, не вышла бы **смерть** в мир. - **«Елицы страхом смерти»**. Прежде, говорит, уничтожена** смерть**, которой люди **«чрез все житие повинни беша»** и подвержены были **страху** рабства. Ибо они боялись **смерти**, которая не была еще уничтожена. И ничто из утех жизни не в состоянии было утешить благоразумных пред **страхом смерти**, судом строгаго и суроваго господина, всегда назирающаго и наводящаго **страх** на живущих на земле. - **«Повинни беша работе»**. Люди боялись **смерти**, как **повинные** этой **работе. Работа** же **смерти** – быть подвержену и покоряться греху. Ибо **держава** и жало **смерти** – грех. Итак, когда Христос упразднил имущаго **державу смерти**, сиречь дьявола, изобретателя и виновника греха, слабым естественно сделался грех, мы естественно освобождены от работы, вследствие победы Его естественно сделались свободными от **страха смерти**. И это ясно можно видеть на самых даже делах. Ибо раньше как величайшаго и непобедимаго зла боялись мы **смерти** и отвращались от нея, (теперь) с радостию же стремимся к ней, как перемене и исходу к лучшему; ныне, когда она происходит за Христа и Его Законы от гонителей. Не ясно ли разве, что Спаситель освободил нас от **страха смерти** и от проистекавшей отсюда работы? **//Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902. //** ===== Прп. Макарий Великий ===== Как тело Господа, когда восшел Он на гору, прославилось и преобразилось в Божескую славу и в бесконечный свет: так и тела Святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава Христова в такой мере распростерта была и воссияла на теле Христовом: так, подобно сему, и во Святых внутри сущая сила Христова в оный день будет преизливаться во вне — на тела их; потому что еще ныне умом своим причащаются они Христовой сущности и Христова естества. Ибо написано: «**и Святяй, и освящаемии от единаго**»; и: «//славу, юже дал еси Мне, дах им//» [[new:in:17:22|(Иоан. 17, 22)]]. Как одним огнем зажигаются многие светильники: так необходимо и телам Святых — сим членам Христовым соделаться одним и тем же с Самим Христом. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 15.**// ---- Как огнем зажигаются многие светильники и горящие свечи; и все свечи и светильники возжигаются и светят тем, что по природе одно и то же: так и христиане воспламеняются и светят одним и тем же по природе Божественным огнем Сына Божия; и они в сердцах своих имеют горящие свечи, и будучи еще на земле, светят пред Ним, подобно Ему самому. Ибо сказано: «//сего ради помаза Тя Бог Твой елеем радости//» [[old:ps:044:08|(Псал. 44, 8)]]. Посему-то и наименован Он Христом, чтобы и мы, помазавшись тем же елеем, каким помазан Он, соделались помазанниками, и были единой, так сказать, с Ним сущности и единого тела, как еще сказано: «**Святяй и освящаемии от Единаго вси**». //**Собрание рукописей типа II. Беседа 43.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого.** Вот, опять показывает, что мы братья Христу и настолько почтены. Ибо, говорит, //Освящающий//, то есть Христос, и //освящаемые//, то есть мы, все - //от Единого//, то есть Отца. Но Он подлинно истинный Сын и из самого существа Отца, а мы - твари. Обрати также внимание и на превосходство в выражениях. Он освящает, мы освящаемся. Отсюда и тождество, и превосходство. **Поэтому Он не стыдится называть их братиями.** Смотри, и здесь Его превосходство. Ибо выражением //не стыдится// он показывает, что это не принадлежит природе, но нежной любви Того, Кто не стыдится. Хотя мы и от Единого, но между нами большое различие, как между Творцом и тварями. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря** **И святяй бо и освящаемии от единаго вcи** Сказав о многих сынах, теперь говорит, что один общий у них отец: ибо, говорит, «**от Единаго вси**», как Христос, освящающий, так и люди, Им освящаемые, как Он – оправдывающий, так и они – оправдываемые. Итак общий у Него с ними Отец есть Бог, как Создатель и Творец; Создатель Он и Христа – по Его человечеству. **Ея же ради вины не стыдится братию нарицати их** Так как «**от Единаго вси**» – и Он (Христос) и они (люди), то Он не стыдится устами Давида называть их братиями. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря** //Ибо// - пояснительный союз для целого ряда мыслей о том, как страдания Господа сделали Его для нас вождем спасения. Ближайшим образом это //ибо// поясняет также высказываемую далее мысль, почему Господь не стыдится называть нас братьями: потому что (ибо) и Он, //освящающий// нас, и мы, //освящаемые// Им, //все - от Единого.// Под //Единым// здесь можно разуметь или Бога Отца, если иметь в виду обожествленную Христом человеческую природу, плодом чего явилось и наше обожествление (//"дал верующим власть быть чадами Божьими"//, [[new:in:01:12|Ин 1:12-13]]), или же под //Единым// разуметь можно //Адама//, если иметь в виду вочеловечение Божества Христова рождением от Марии Девы, дщери общего прародителя всех людей - Адама, впрочем, опять же приводящего к //Единому//, Истинному Виновнику всего, объединяющегося в Адаме телесным рождением и во Христе - духовным. **//Толковая Библия.//** [<10>]