[<10>] ====== Толкования на Евр. 3:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 1-2 **Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его** Когда же учитель наш говорит: **«разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса... верна суща Сотворшему Его»**, не подумай, что от начала сущий у Отца Бог – Слово есть создание. Ибо апостол повелевает разуметь не Божество невидимое, но Господня человека, Которого Павел же наименовал //«Ходатаем Бога и человеков, человеком Христом Иисусом, давшим Себе избавление за нас»// [[new:1tim:02:05|(1 Тим. 2:5)]]. Сего-то повелел он разуметь Иисуса, **«верна суща Сотворшему Его»**; как и Господь говорит: //«смотрите вран, яко не сеют»// и проч. [[new:lk:12:24|(Лук. 12:24)]]; еще: //«смотрите крины сельные, како растут»// [[new:lk:12:27|(Лук. 12:27)]]; следовательно, повелевает обратить внимание на видимое, а не на ангелов или другие невидимые твари. Если и Аввакум пророк говорит: //«разумех дела Твоя, и ужасохся»// [[old:avm:03:02|(Аввак. 3:2)]], то этим сказует, что уразумел он дела, а не Творца дел. И апостол повелевает разуметь видимое Господне тело, а не Божество Слова невидимое; потому что //«Бога никтоже нигдеже виде»// [[new:1in:04:12|(1 Иоан. 4:12)]], //«ниже видети может»// [[new:1tim:06:16|(1Тим. 6, 16)]]. //"Бог же бе и есть Слово"//, как говорит Богослов Иоанн [[new:in:01:01|(Иоан. 1:1)]]. Посему кого повелено нам разуметь, человека Христа Иисуса, Который дал Себя во избавление за нас, Которого сказуем **«Посланника и Святителя верна суща»**, того апостол повелевает разуметь как создание. Все создано; но Божие Слово, т. е. Сын, есть не тварь, а рождение по естеству. Ибо Отец создал всё Словом, как говорит Павел: //«тем создана быша всяческая»// [[new:kol:01:16|(Кол. 1:16)]]; и как сказует Иоанн: //«вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть»// [[new:in:01:03|(Иоан. 1:3)]]. Само же Слово не созидает, но рождает Бог. Ибо Самим Словом всё получило бытие и создано, не получило только бытия Само Слово. Напротив того, Человека, Которого ради нас понесло на Себе, Писания изображают получившим бытие и созданным. **//Слово пространнейшее о вере.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа** **Отсюда, братья святые**, возлюбленные,** призвания участники**, - не закона, данного на горе Синае, но **призвания небеснаго**, то есть обетования, данного Аврааму с неба, - **уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего**, поелику исповедание наше приносится Им (Богу) как первосвященником (жертва). ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, братия святые, участники в небесном звании** //Итак//, то есть после того, как я сказал, что таков Он Первосвященник - верный и милостивый к нашим грехам, и могущий помочь, - посмотрите и вы найдете, что это совершенно так. Сказал: //участники в небесном звании//, то есть: мы призваны туда, ничего не должны здесь искать; там награда, там воздаяние. **Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа** По причине плоти - все уничиженное, как часто говорится. Так апостол говорит потому, что послан к овцам дома Израилева. //Первосвященник исповедания нашего//, то есть веры; ибо Он Первосвященник не подзаконного служения, но нашей веры. ===== Евфимий Зигабен ===== **Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа** **Темже, братия святая, звания небеснаго причастницы** Ибо с неба зовет вас к Себе Бог и зовет на высоту небесную. **Разумейте посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа** Тщательно уразумейте. Посланником (Апостолом) назвал Христа потому, что Он послан к нам. А «**Святителем** (Архиереем) **исповедания нашего**» назвал Его, как виновника совершенной веры в Бога и как приносящаго подобно ветхозаветным первосвященникам, жертву Богу Отцу. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа** //"Братия святые, участники в небесном звании...//" (ср. выше [[new:evr:02:11|II:11]]; [[new:rim:08:29|Рим 8:29]], [[new:rim:08:30|30]]). -// "Исповедания нашего...",// т.е. веры [[new:1tim:06:12|(1 Тим. 6:12, 13)]]. - //"Посланника, апостола нашей веры, посланного от Бога Отца"// - (ср. [[new:in:17:03|Ин 17:3]], [[new:in:17:08|8]], [[new:in:17:18|18]]; [[new:in:20:21|20:21]]; [[new:gal:04:04|Гал 4:4]] и др.). Если со стороны Бога Христос был посланником к людям, принесшим благодать и истину Божию людям, то со стороны людей Он был первосвященником, постоянным ходатаем пред Богом за человечество. Таким образом, Он соединял в себе два звания, которые в Ветхом Завете были разделены между Моисеем и Аароном. [<10>]