[<10>] ====== Толкования на Евр. 3:12 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго** Посему **смотрите** остерегайтесь, **да не будет в ком из вас сердце лукавое**, как у них, кои не вошли (в землю обетованную), - и не отступайте от Бога Живаго по неверию вашему. ===== Прп. Макарий Великий ===== **«Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого»**. Под //«отступлением»// же (от Бога) он подразумевает не отказ от имени Господа, но неверие обетованиям Его. //**Великое послание.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго** А сердце неверно тогда, когда оно лукаво: о, как надобно бояться этого лукавства сердечного! Лукаво же сердце тогда, когда нечисто, то есть заражено страстями: самолюбием и не совсем чистою любовию к другим, пристрастною, корыстною. Чтобы поэтому иметь сердце верующее, нужно очистить его, при благодати Божией, от самолюбия и гордости и других страстей, сокрушить его смиренною молитвою к Богу, чувством человеческой бедности, окаянности и слепоты. Люди с лукавым сердцем легко отступают от Бога; так как лукавство есть плод страстей, то лукавых богоотступников чаще всего можно встретить между людьми знатными, богатыми, учеными – вообще, пользующимися большою или некоторою известностию света и живущих в довольстве и счастии, хотя несомненно и то, что лукавое, неверное сердце можно найти и под рубищем. Чтобы не увлечься прелестию греховною к неверию, будем иметь в виду непререкаемо истинные и важные места из святого слова Божия и ими утешать, поддерживать себя в вере. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного** Сказано это для устрашения. Вероятно, были некоторые неверующие в истину сказанного о воздаянии и потому желавшие испытать силу Божию и попечение о них в искушениях, которым они подвергались. Поэтому охраняет их, напоминая о том, что терпели в древности не веровавшие. Ибо будущие ужасы не так сдерживают многих, как прошедшие и всем уже известные. Обрати внимание и на то, что от неверия всякий переходит к дурным помыслам и к таким же делам. **Дабы вам не отступить от Бога живаго** Неверие не находит другого выхода, кроме того, что всякий отступает от Бога. До тех пор, пока человек держится Бога и надеется на Него, как всемогущего, он ничего не считает невозможным. ===== Евфимий Зигабен ===== **Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго** **Блюдите, братие** Так как речь о будущем не так убедительна, как о прошедшем, то он и привел им на память историческое событие, из котораго видно, что предки их имели недостаток в вере. Далее он настойчиво убеждает их быть внимательными. **Да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво (исполнено) неверия** Жестокое сердце теперь он называет лукавым. Сердце же неверия – то же, что сердце неверующее, не принимающее словес Божиих, душа, с недоверием относящаяся к надежде на будущее. **Во еже отступити от Бога жива** Душа бывает черства и чужда веры по причине отступления от истиннаго Бога. Ибо пока она повинуется Ему, она не теряет веры, а лишь только начнет пренебрежительно относиться к Нему, то впадает в неверие. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго** Апостол увещает и предостерегает от неверия и источника неверия - //сердца лукавого//. Последнее - прежде всего, ибо злое, развращенное грехом сердце есть главная причина и источник неверия (ср.[[new:rim:01:21| Рим 1:21]]). Неверие влечет за собою, как дальнейшее следствие, полное отпадение от Бога живого. Наименование Бога //живым// означает здесь, во-первых, что слово Его, прежде сказанное, никогда не теряет своей силы и во всякое время готово привести в исполнение свои угрозы; во-вторых, наименованием //живый// дается понять, что отпадение от этого Бога равносильно смерти и полной гибели, ибо вне Бога не может быть ничего живого и благополучного. [<10>]