[<10>] ====== Толкования на Евр. 3:17 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне** **На кого же **опять** негодовал сорок лет? Не на тех ли, кои** не поверили Халеву и Иисусу, и неправедно поступили, поклонившись тельцу и другое многое совершив, - и **кости их пали в пустыне**? ===== Прп. Макарий Великий ===== **На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне** Почитающих невозможным сие преспеяние, совершаемое в людях Духом, и которое есть новая тварь чистого сердца. Апостол явно уподобляет тем, которые за неверие не сподобились войти в землю обетования, и «**ихже кости**» за сие «**падоша в пустыни**». Ибо что там, видимым образом, земля обетования, то здесь, по таинственному знаменованию, избавление от страстей, которое, и по указанию Апостола, есть конец всякой заповеди. И это есть истинная земля обетования; ее то ради все оное предано в образах. Посему-то и богомудрый Павел, заботясь о безопасности учеников, чтобы не был кто уловлен мудрованием неверия, говорит: «//блюдите, братие мои, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво неверия, во еже отступити от Бога жива//» [[new:evr:03:12|(Евр. 3:12)]]. Слово же «//отступити//» употребил он в означение не отречения, но неверия Божиим обетованиям. И именно, иносказательно описывая, что было с Иудеями прообразовательно, и применяя сие к самой истине, продолжает он: «//Нецыи бо слышавше Его прогневаша, но не вси изшедшии из Египта с Моисеом//. **Коих же негодова четыредесять лет? Не согрешивших ли? Ихже кости падоша в пустыни**. //Которым же клялся не внити в покоище Его, яве, яко противльшимся? И видим, яко не возмогоша внити за неверствие//». И еще присовокупляет: «//Да убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто от вас лишився. Ибо нам благовествовано есть, якоже и онем: но не пользова онех слово слуха, не растворенное верою слышавших. Входим бо в покой веровавши//» ([[new:evr:04:01|Евр. 4:1-3)]]. И несколько ниже продолжает еще: «//потщимся убо внити в оный покой, да не кто в туже притчу противления впадет//» [[new:evr:04:11|(11)]]. Какое же иное упокоение христианам, кроме избавления от греховных страстей, самого полного и действенного вселения благого Духа в чистом сердце? Посему, возводя их опять к вере, говорит: «//да приступаем со истинным сердцем во извещении веры, окроплени сердцы от совести лукавыя//» [[new:evr:10:22|(Евр. 10:22)]]; и еще: кольми паче «//кровь Иисусова очистит совесть вашу от мертвых дел, во еже служити Богу живу и истину//» [[new:evr:09:14|(Евр. 9:14)]]. Посему, надлежит нам, как признательным рабам, исповедывать обетованную в сих речениях безмерную благость Божию к людям, и обетования сии признавать истинными и твердыми, чтобы, если, по недеятельности и немощи произволения, несовершенно посвящали мы себя Создавшему, и не стремились достигнуть высоких и совершенных степеней добродетели; то, по крайней мере, могли получить хотя некоторую милость за правый и непревратный образ мыслей и за здравую веру. //**Слово 3. О молитве.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне** Заключает свою речь вопросом для большей ясности и меньшего прекословия. Вопросы предлагаются исповедующимся. Предлагает также и наказание. Пали, говорит, кости их в пустыне, то есть большие бедренные кости. Через часть указал на целые тела. ===== Лопухин А.П. ===== **На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне** См. Толкование на [[new:evr:03:15#lopuxin_ap|Евр. 3:15]] [<10>]