[<10>] ====== Толкования на Евр. 4:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим** **Посему будем бояться** также и мы, **чтобы не оказался кто из нас отставшим** и чтобы нам, благодаря нашему нерадению, не лишиться возможности **войти в покой**, - не в ту землю обетования, но в истинный покой Божий, который есть царство небесное. ===== Баж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его** Здесь возвращение к тому месту, где говорится: //ныне, когда услышите глас Его// [[new:evr:03:07|(Евр. 3:7)]], а далее по порядку: //убоимся//, чтобы и с нами не случилось то же. Слово //посему// поставлено для возобновления речи, прерванной длинным повторением. **Не оказался кто из вас опоздавшим** То есть чтобы как-нибудь не лишиться совершенно возможности войти в этот обетованный покой. Смягчая и ослабляя свою речь, он не сказал: //чтобы не опоздал//, но: //чтобы не оказался опоздавшим//. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 1-2 **Да убоимся убо, да не когда, оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто от вас лишився. Ибо нам благовествовано есть, яко же и онем, но не пользова онех слово слуха, не растворенное верою слышавших** Сделавши перестановку прежде приведенных слов и соединивши их с сказанными здесь, мы получим следующее сочетание мыслей: «Доколе говорится: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как было в то время, когда Израильтяне преогорчили Господа, будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим». Смысл всего этого такой: когда говорится: днесь, аще глас Его услышите, и проч., как уже изъяснено выше, будем опасаться, чтобы, пока еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас отставшим и отпавшим. Ибо когда Дух Святый сказал: «днесь, аще глас Его услышите», то это значит: в какое бы то ни было время, потому что этим словом (днесь) обнимается все время до конца настоящей жизни, а потому это слово простирается и на нас, и на тех, которые будут на земле до конца мира. Значит, это обетование вшествия в покой сохраняет свою силу и для нас, и на нас простирается, если только мы не ожесточимся; равным образом и угроза лишения его постигнет нас, если мы впадем в неверие. «**Ибо и нам благовествовано есть, яко же и онем**», т. е. и мы приняли обетование вшествия, как и прежде упомянутые предки наши. «**Но не пользова онех слово слуха**». Услышанное ими слово обетований не принесло им пользы, как неверующим; ибо нужно не только слушание, но и послушание, нужно не только выслушать, по и уверовать. Оно не принесло им пользы, так как и принятое слухом оно не было у них растворено верою. Или иначе: они не присоединились верою к тем, кои слышали и уверовали. А уверовали в обетования Божии Иисус Навин и Хален, между тем как все остальные не уверовали [[old:chis:01:start|(Чис. 1)]]. Далее в объяснение сказаннаго Апостол говорит: //неции бo слышавшие прогневаша, нo не вcи изшедшии из Египта с Моисеом// [[new:evr:03:16|(Евр. 3:16)]]. Значит, слушание не принесло пользы слушавшим, по не уверовавшим, ибо не уверовавшие прогневали Бога, чрез что и погибли. Впрочем прогневали не все: Иисус, как сказано, и Халев уверовали, чрез что и спаслись. А так как, по вышеприведенным словам Давида, не уверовавшие оскорбили этим Бога, то и их наказал Тот, в Кого они не уверовали, и поклялся, что они не войдут в покой Его. Как то, так и это (Апостол) выясняет путем вопросов и ответов. На Кого, говорит, гневался Он четыредесять лет? Не на согрешивших ли? Да, именно. Согрешившими же называет не уверовавших в Него, ибо неверие есть грех, и притом тягчайший из грехов. «//Ихже кости//» [[new:evr:03:17|(Евр. 3:17)]], или члены пали к пустыне. И еще спрашивает: кому Он клялся, что не войдут в покой Его? Не тем ли, которые не покорились Ему, не поверили, что они будут обладать землею обетованной? И мы видим, что они не могли войти в нее по причнне неверия и за неверие все они погибли в пустыне. Так вот какой порядок мыслей у Апостола, начиная со слов: « неции же слышавше прогневаша и включительно до слов: пяко не возмогоша внити за неверствие». Вообще он выразил ту мысль, что как тем неверовавшим не принесло пользы одно слушание словес Божиих, так и нам при неверии с нашей стороны обетованиям Христа не принесет пользы одно слушание проповеди Евангельской, напротив и мы будем лишены Его покоя, я разумею царство небесное, как те – земли обетованной. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим** //"Еще остается обетование войти в покой Его..."//, - обетование и покой другого рода, отличные от обетования и покоя ветхозаветного Израиля, имевших преобразовательное значение и отношение к христианскому покою. [<10>]