[<10>] ====== Толкования на Евр. 4:10 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих** См. Толкование на [[new:evr:04:08#prp_efrem_sirin|Евр. 4:8]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== Мышление формируется мыслимыми [вещами]; будь оно единым или множественным, оно формируется по образу каждого из мыслимых. Когда же оно оказывается по ту сторону множества чувственных и умопостигаемых [вещей], формирующих его, и становится совершенно безвидным, тогда премысленный [Бог] Слово усваивает его Себе и дарует ему покой [от бесконечно] чередующейся смены мысленных образов. Испытавший это и **сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих**. //**Главы о богословии.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих** Изъясняет, в каком смысле назвал такой покой субботством. Потому что, говорит, и мы почиваем от дел своих, подобно тому, как и Бог, почивши от дел Своих по устроении мира, назвал день этот субботой. Ибо здесь и для праведников много труда, и борьбы, и всяких усилий в добродетели; а там нет заботы и нравственной добродетели, там неизмеримое наслаждение Богом. Итак, о чем желали они слышать, именно, что они избавятся от нынешних трудов, то и сказал, чтобы порадовать их. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вшедый бо в покой Его, и той почи от дел своих, якоже от своих Бог** Ибо субботствующий, т. е. вошедший в покой Божий, который Бог дарует ему, успокоивается от всякаго труда. Ибо он (этот покой) есть наслаждение всяческим благом, как и Сам Бог почил в день субботний от дел творения Своего. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-13 **Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет** "**Кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих**". Задача дел человека – второе творение – возвращение человеком утраченного единения с Божеством. Достигшие этой цели верою во Христа, благодатью Его, победою греха и мира, наследуют покой Божий, удостаиваются посильного для них участия в Божественной славе и блаженстве. Увещание постараться войти в покой Божий – (11 ст.) апостол обосновывает или подкрепляет указанием на живость и действенность Слова Божия (12 ст.), под которым надлежит разуметь и вообще слово – выражение мыслей Божиих, и Личное Слово – второе лице Пресв. Троицы, Которое, как воплощение живой, вечной истины, носит в себе внутреннюю живую силу, так что, будучи воспринимаемо человеческою душою в вере, становится зародышем разнообразных плодов (ср. [[new:mf:13:03|Мф 13:3]] и д.). – Действенность Слова Божия – в силе совершения и исполнения: //"рече и быша..."// Ср. [[old:is:55:10|Ис 55:10]], [[old:is:55:11|11]]. – "**Острее всякого меча обоюдоострого...**" – обозначение силы и глубины проникновения Слова Божия в существо человека (ср. [[new:otkr:01:16|Отк 1:16]]; [[old:prs:18:15|Прем 18:15]], [[old:prs:18:16|16]]). – "**До разделения души и духа, составов и мозгов**" – до разделения внутреннейших, таинственнейших, мельчайших частей тела души и духа. Некоторые на основании этого места и [[new:1sol:05:23|1 Сол 5:23]] утверждают, что Св. Писание признает трехсоставность человеческого естества: тело, душа и дух: тело, или плоть – как высшая, материальная оболочка человека, дух – самосознательное, высшее, Божественно сродное начало, и душа – как оживляющая тело и посредствующая связь его с духом; тело – оболочка души, душа – оболочка духа. Эти подразделения духовной стороны человеческого существа на душу и дух могут быть, однако, допускаемы не в смысле двух различных частей или сущностей в человеке, а лишь как обозначение различных проявлений или свойств одной и той же духовной сущности в человеке: душа, оживляющая тело, восприемлющая чувственные впечатления, как в собственном смысле душа – ψυχή; душа же – мыслящая, желающая, способная к богопознанию – как дух – πνεύμα, ср. [[new:1kor:15:44|1 Кор. 15:44]]; [[new:1sol:05:23|1 Сол 5:23]]. С 14 стиха апостол резко переходит к раскрытию другого предмета – о превосходстве Христова первосвященства пред ветхозаветным, посвящая этому предмету почти 6 глав (до 18 ст. X гл.), в коих рассматривает первосвященство Христа в отношении к Его личности, к святилищу и к жертве, Им принесенной. [<10>]