[<10>] ====== Толкования на Евр. 4:14 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего** Мне кажется, что Он именуется: **«Архиерей»**, как дарующий нам доступ. **//Слова. Слово 30.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 14-16 **Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи** **Итак мы имеем Первосвященника **единого** Иисуса** Христа **Сына Божия, Который не может не сострадать немощи нашей**, которою искушаемся мы содержащие исповедание Его и не колеблющиеся; ибо Сам Он **искушен** всеми страданиями тела, благодаря воспринятой Им плоти. Посему будем подражать Ему, чтобы быть нам **без греха по подобию** Его, **да приступим с дерзновением к престолу благодати** Его, то есть в самый час мздовоздаяния. **Да снискиваем и милость** Его, разумей - нашими молитвами о том, чтобы был с нами в час встречи нашей с диаволом. ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего** Как не держаться такого славного исповедания, коего Начальник прошел небеса и был выше небес. Начальники других вер были слабые, грешные люди: от земли они были, в земле и погреблись. А нашего исповедания Начальник – безгрешный Бог, преискренне приобщившийся плоти и крови человеческой и потому могущий спострадать немощам нашим. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия** Как бы на просьбу кого-нибудь подать нам совет, чтобы мы не пали духом и не предали малодушию, говорит, что достаточно и сказанного для научения нас страху и для того, чтобы сделать более твердыми. Но кроме того, мы еще имеем //Первосвященника//, Который может помочь нам, если только мы держимся исповедания; ибо Он не малый и не случайный, а великий, - Он - Сын Божий. И не таков, как Моисей. Тот ни сам не вошел в покой, ни народа не ввел; а Этот, прошедши небеса, восседает со Отцом и может дать нам вход в небеса, и сделал нас наследниками обетованного покоя. **Будем твердо держаться исповедания нашего** Не все приписывает Первосвященнику, но требует и от нас участия. Он может, но при условии, что и мы являемся достойными. О каком же исповедании говорит здесь? О том, что есть воскресение, есть воздаяние, и бесчисленные блага там, что Христос есть Бог. Будем же держаться этого исповедания. Не дадим ему иссякнуть в нас. Что мы исповедали в начале веры, то будем содержать твердо, и все страшное исчезнет. ===== Евфимий Зигабен ===== **Имуще убо архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания** «**Архиерея**», как принесшаго Самаго Себя в жертву за отпущение грехов наших, а «**великаго**», как Бога: ибо говорит: «**Иисуса Сына Божия**». Прошедшаго небеса« употреблено вместо: вшедшаго в покой царства небеснаго – по человечеству Своему, и в этом отношении высшаго, чем Моисей и Аарон: ибо эти не вошли обетованный покой Палестины. Что же значит: «**да держимся исповедания**»? Значит: должны крепко ухватиться и твердо держаться исповедания, что Христос есть Бог, что будет воскресение, суд и воздаяние: ибо мы исповедали, когда крестились, что веруем во Христа и верим всем словам Его. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего** Именем arciereuV //(первосвященник//) само собою обозначается в Ветхом Завете - //великий//, главный первосвященник, в полноте прав своего звания. Употребление к сему особого определения //великий// (megaV) имеет в виду отметить особое величие Новозаветного Первосвященника с высшим Его призванием (ср. [[new:evr:10:21|X:21]]; [[new:evr:13:20|XIII:20]]). - //"Прошедшего небеса..."// В соответствие тому, как обыкновенный первосвященник в день очищения проходил к ковчегу Завета через передние двери и святое, с жертвою за народ, о Великом Первосвященнике Иисусе Христе говорится, что //Он прошел небеса// с жертвою за нас в истинное Божие Святилище, где, совершив очищение грехов наших, и воссел одесную престола величества Божия как беспрерывный ходатай пред Богом за искупленных Его кровью. [<10>]