[<10>] ====== Толкования на Евр. 5:7 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 7-8 **Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию** И когда **Он** облечен был плотью, **во дни плоти Своей**, по наступлении ночи, в которую предавался (Иудою врагам), **молитвы и прошения со слезами и воплем сильным принес Тому, Кто мог Его спасти от смерти. И услышан был** в молитвах Своих. Каким же образом был Он услышан, когда молил об освобождении Себя от смерти ([[new:mf:26:39|Мф. 26:39]] сл. [[new:mk:14:35|Мк. 14:35]] сл., [[new:lk:22:44|Лк. 22:44]] сл. ср. [[new:in:12:27|Ин. 12:27]]), - а между тем Он не был освобожден от нее? Он желал, чтобы в Нем Самом совершилась воля Отца. И из этого открывалось ясно, что Он был **Сын Божий**, так как душу Свою полагал за тварей для исполнения благоизволения Пославшего Его. Ясно открывалось и **послушание Его** посредством тех, кои распяли Его. Посему, если сами распинатели оказываются свидетелями того, что был Он услышан, - если, говорю, так, то следовательно Он желал умереть и просил о том, чтобы совершилась воля Отца Его. Также и прошения с сильным молением (воплем) приносил Он Тому, **Кто мог спасти Его от смерти**: не об освобождении от смерти молил Тот, Кто пришел для того, чтобы умереть, - и не о воскресении после смерти просил Он, если это уже ранее было обещано Ему, - но за распинавших Его молился, чтобы они не подверглись за то смерти. И он услышан был в молитвах Своих, поелику отверст был доступ к тому, чтобы распявшие Его могли получить жизнь. И тот, Кто совершил это, то есть Кто до такого унижения и страдания смирил Себя ради убийц Своих, Тот **есть Сын Божий**, - откуда и открылось, что услышан был, именно **из того, что пострадал**, - так как некоторые из убийц Его обратились и своим покаянием сделались проповедниками воскресения Его. А может быть также и себя самого имел в виду Апостол, когда говорил это о ближних своих. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он, во дни плоти Своей** //Днями плоти Его// обозначает время жизни Его во плоти; это не значит, что ныне Он сложил с Себя плоть; ни в коем случае: ибо Он имеет ее, но плоть нетленную и стоящую выше ее плотских и безвинных страстей, - голода, жажды, утомления и тому подобного. Это место апостол заимствовал у Давида, который в сто четырнадцатом псалме говорит: //буду призывать Его во все дни мои// [[old:ps:114:02|(Пс. 114:2)]]. Весь этот псалом апостол относит ко Христу. **С сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти** Это сказано о плоти, ибо как Бог Он не нуждается в этом. Но допустим, что Он и молился, но, без сомнения, и не с воплем и не со слезами, ибо это не свойственно Богу, но должно бесспорно отнести к человечеству Единого Христа, чтобы, с одной стороны, показать истинность воспринятого естества, а, с другой, вместе с тем и попечение о нас, и явить избыток любви. Ибо за нас Он молил об этом, приняв наше естество, чтобы подавить в Самом Себе боязнь нашего естества пред смертью. Потом обрати внимание, что нигде в Евангелиях не написано, чтобы Он молился о воскресении, но напротив, Он явно говорил со властью: //разрушьте храм сей, и воздвигну его// [[new:in:02:19|(Ин. 2:19)]], и: //власть имею опять принять душу Мою// [[new:in:10:18|(Ин. 10:18)]]. **И услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын** И это по причине плоти и немощи слушателей: ибо у них еще не было надлежащего понятия о Нем. Мысль здесь следующая: таково было благоговение Его, что то, что Он был услышан, было более делом Его благоговения, чем благодати Божией; и за это почтил Его Бог и внял Его молитве, хотя, как Сын, Он и имел к Нему естественное дерзновение: настолько было велико Его благоговение и достойно почтения. Поэтому, не унывайте, имея Господа, Которого выслушивает Отец. Итак, о чем вы ни попросите Его, исполнит для вас: об этом и Сам Христос в Евангелии говорит ученикам: //ибо Отец Мой более Меня// [[new:in:14:28|(Ин. 14:28)]], и: //о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам// [[new:in:16:23|(Ин. 16:23)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение** **Иже во днех плоти Своея моления же и молитвы к Могущему спасти Его от смерти с воплем крепким и со слезами принес** "**Во днех**" пребывания во плоти, т. е. во время Своей жизни во плоти Он просил Отца, как человек, об освобождении от смерти, когда, по свидетельству Евангелиста, Он возносил к Нему усиленную молитву, находясь в напряженном подвиге страданий. Ибо тогда Ему естественно было сильно вопить и проливать слезы – по закону человеческаго естества, которое так усиленно выражает Свою мольбу в важных обстоятельствах жизни. Правда, Евангелисты с такою ясностию не писали об этом (о степени страданий), но все-же и они выражают это указанием на усиленный подвиг и на напряженную Его мольбу: ибо мольба есть напряженная степень прошения. **И услышан быв от благоговеинства** за добродетель, какую Он имел, как человек. Все вышесказанное относит к Нему по человечеству. Каким же образом Он был услышан? – Избавлением от смерти. А как же Он избавлен? – Возстав из мертвых и уже более не умирая: ибо, говорит (Апостол), смерть Им ктому не обладает [[new:rim:06:09|(Рим. 6:9)]]. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-10 **Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека** Апостол дает напоминание о том пути страданий и скорбей, которым Христос достиг того, что был //наречен от Бога Первосвященником// нашим,// виновником спасения вечного.// Моления, которые Он приносил Отцу Своему //с воплем и слезами//, показывают, с одной стороны, что Он не был самовольным присвоителем себе царско-первосвященнического служения. Напротив, он был послушным орудием в руках Отца Небесного, избравшего для Него такой тяжелый путь к этому служению, на котором Он должен был познать тяжким опытом, что такое человеческая немощь, чтобы быть способным сострадать немощам нашим и быть образцом и для нас спасительного послушания. - //"Во дни плоти Своей..."// - во время земной жизни (ср.[[new:evr:02:14| II:14]]; [[new:1pet:04:02|1 Пет. 4:2]]). - //"С сильным воплем и со слезами..."// Здесь, очевидно, разумеются молитвы Господа в саду Гефсиманском. Как была услышана эта молитва, разъясняет св. Ев. Лука, сообщая, что тогда был послан ко Христу Ангел, который и укрепил Его [[new:lk:22:43|(XXII:43)]] на предстоящие страдания. - //"Быв наречен от Бога Первосвященником..."// Это "//наречение//", или //прославление// Богом Христа как Первосвященника должно было последовать одновременно с совершением нашего спасения в момент Крестной смерти Спасителя ("//совершишася//!"). **//Толковая Библия.//** [<10>]