[<10>] ====== Толкования на Евр. 5:8 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию** Сам Он, как Слово, не был ни послушлив, ни непослушлив (так как то и другое свойственно подчиненным и второстепенным, и одно добронравным, а другое достойным наказания), но, как образ //«раба»// [[new:fil:02:07|(Фил.2:7)]], снисходит к сорабам и рабам, приемлет на Себя чужое подобие, представляя в Себе всего меня и все мое, чтоб истощить в Себе мое худшее, подобно тому, как огонь истребляет воск, или солнце – земной пар, и чтоб мне, через соединение с Ним, приобщиться свойственного Ему. Поэтому собственным Своим примером возвышает Он цену послушания и испытывает его в страдании, потому что недостаточно бывает одного расположения, как недостаточно бывает и нам, если не сопровождаем его делами, ибо дело служит доказательством расположения. Но, может быть, не хуже предположить и то, что Он подвергает испытанию наше послушание и все измеряет Своими страданиями, водясь искусством Своего человеколюбия, дабы на собственном опыте узнать, что для нас возможно, и сколько должно с нас взыскивать, и нам извинять, если при страданиях принята будет во внимание и немощь. Ибо ежели и //«Свет»//, который по причине покрова //«светит во тьме»// [[new:in:01:05|(Ин.1:5)]], то есть в этой жизни, гоним был другой тьмой (имею в виду лукавого и искусителя), то тем более потерпит это из-за своей немощи тьма. И что удивительного, ежели мы, когда Свет совершенно избежал, бываем несколько настигаемы? По правому об этом рассуждению, для Него больше значит быть гонимым, нежели для нас – быть настигнутыми. Присовокуплю к сказанному еще одно место, которое приходит мне на память и очевидно ведет к той же мысли, а именно: //«как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь»// [[new:evr:02:18|(Евр.2:18)]]. **//Слова. Слово 30.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию** См. Толкование на [[new:evr:05:07#prp_efrem_sirin|Евр. 5:7]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию** Привык, говорит, повиноваться Богу Отцу, научившись сему путем страданий. Кажется просто невероятным то, что здесь говорится. Ибо каким образом научился послушанию чрез страдания Тот, Кто до страданий настолько был послушным Отцу, что и сами страдания воспринял вследствие послушания? Ибо, говорит, //был послушен даже до смерти// [[new:fil:02:08|(Флп. 2:8)]]. Итак, понимай, что, так как они, как малодушные, оказывались непослушными, то он говорит уничиженное о Сыне Божием, чтобы таким состоянием Его убедить их повиноваться и оказывать послушание воле Божией, и чтобы они не падали духом в несчастьях, но ожидали бы помощи свыше. Ибо, говорит, и Сын, претерпевши страдание за послушание, был услышан Отцом, и душа Его была избавлена от смерти. И с того времени Он постоянно научился повиноваться Богу, так как послушание имеет большую силу. Итак, если Он получил пользу от страданий, то тем более вы можете получить. Видишь ли, как апостол Павел ради пользы слушателей дошел до того, что, казалось бы, говорит нечто несообразное. Но слушай и далее. См. также Толкование на [[new:evr:05:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|Евр. 5:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию** Здесь заключение речи об этом, именно: «//Иже во днех плоти Своея//» [[new:evr:05:08|(Евр. 05:07)]], совершив то и другое (вочеловечение и страдания), «**навыче**», как человек, повиноваться Богу, исполнять волю Его. Навык же Он на основании того, что претерпел. Что же значит: «**навыче**?» Значит: действовал, или преуспевал в правых делах, как человек, хотя и был Сыном Божиим как Бог. Видишь, какая польза от страданий? Они совершенствуют послушание. И вы страданиями усовершите в себе это великое и Христо-подражательное дело. Апостол поставил им (ученикам Своим) это на вид с целию убеждения и поощрения их к послушанию Богу. Григорий Богослов, изъясняя это речение, говорит: вот почему Апостол послушание украшает самым делом и выражение его указывает в страданиях. В самом деле, одного намерения недостаточно и для нас, конечно, если мы делом стали бы уклоняться от него: дело есть доказательство намерения. Намерением он (Григорий) называет вообще расположение. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию** См. Толкование на [[new:evr:05:07#lopuxin_ap|Евр. 5:7]] [<10>]