[<10>] ====== Толкования на Евр. 5:14 ====== ===== Прп. Антоний Великий ===== **твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла** Написано у апостола Павла, что **"совершенных есть твердая пища"** [[new:evr:05:14|(Евр. 5:14)]]. Это суть те, которые долгим и тщательным подвигом обучили чувства свои и намерения относительно добра и зла, сделались сынами царствия и приписаны к Божественному усыновлению. И Бог даровал им мудрость и рассуждение во всех делах их, чтоб не прельстил их, – ни человек, ни дьявол. ===== Прп. Макарий Великий ===== **твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла** <...> чувствия души обучены **«в разсуждении добра и зла»**, то есть в рассуждении ухищрений, наветов, разнообразных нападений и подстережений злобы, а подобно сему, и в рассуждении разных дарований и различных вспомоществований, по действию и силе Духа. Ибо кто сознает в себе греховный струп, страстями оскверняющий внутреннего человека, но не сознает в себе вспомоществования от Святого Духа истины, укрепляющего немощь его и обновляющего душу сердечным весельем, тот остается без способности различения, не имея познания о многоразличном домостроительстве Божией благодати и Божия мира. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 50.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла** Посему прекрасное дело научать людей благости Божией, привлекать их непрерывностию Промысла Божия и от заблуждения приводить к познанию истины. Ибо таков был образ действия у Христа и у апостолов, и он весьма высок. Если же человек, при таковом образе жизни и частом общении с людьми, чувствует в себе, что немощна совесть его при воззрении на существующее, и возмущается тишина его, и помрачается ведение, потому что ум его имеет еще нужду в охранении и в подчинении чувств, и, желая врачевать других, губит он собственное свое здравие, и, оставляя собственную свободу воли своей, приходит в смятение ума, - то пусть вспомнит таковый апостольское слово, внушающее нам, что **совершенных есть твердая пища** ; и пусть возвратится вспять, чтобы не услышать от Господа сказанного в притче: //врачу, исцелися сам// [[new:lk:04:27|(Лк.4:23)]]. Пусть осуждает сам себя и охраняет здравие свое; и вместо чувственных слов его да служит доброе его житие, и вместо гласа уст его да учат его деяния. И когда узнает, что душа его здрава, тогда пусть пользует других и врачует своим здравием. Ибо когда будет вдали от людей, тогда может больше сделать им добра ревностию о добрых делах, нежели сколько сделает словами, будучи сам немощен и более их имея нужды в исцелении. //Слепец слепца аще водит, оба в яму впадут// [[new:mf:15:14|(Мф.15:14)]]. **Твердая пища** прилична здоровым, имеющим обученные чувства, способным принимать всякую пищу, то есть приражения всяких ощущений, и, по причине обучения в совершенстве, от каких бы то ни было встреч не видеть вреда сердцу. //**Слово 58.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла** **Совершенным же свойственна (есть) твердая пища**, то есть страдание, написанное в новом благовестии (Евангелии), - о коих (совершенных) сказано: //приготовьте Господу народ совершенный// [[new:lk:01:17|(Лк. 1:17]]; [[new:mk:01:03|Мк. 1:3]]; [[old:is:40:03|Ис. 40:3)]], **у которых чувства**, благодаря мерилу веры, **приучены**, - то есть ими самими, а не законом, - **к различению добра и зла**. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **твердая же пища свойственна совершенным** То есть возвышенные догматы о Божественности Христа. Видишь ли, что есть другое младенчество - мысли, которое имеют и старцы; и есть совершенство, иметь которое ничто не препятствует и юношам. **у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла** Навыком он называет совершенство и твердость образа мыслей нравственной жизни. Кто тверд по образу мыслей и по жизни, тот имеет и чувства души, приученные путем упражнения в Божественных Писаниях к различию, с одной стороны, возвышенных и низких учений, с другой - здравых и извращенных. Не о жизни говорит он здесь: ибо всякий различает ее и знает, что зло - дурно, а добродетель - благо. Видишь ли, что необходимы обучение, упражнение и опытность в Писаниях, если мы намерены различать, что еретическое и что не таково; а не просто ко всему склонять слух. Ибо гортань вкушает пищу, а душа испытывает учения (ср. [[old:iov:12:11|Иов.12:11]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла** **Совершенных же есть твердая пища** Совершенных умом. **Имущих чувствия обучена долгим учением** Имеющих по причине совершенства тщательную судительную способность души, которою распознается, что – добро и что – зло. В частности теперь речь о догматах учения ибо «гортань брашно вкушает, душа же словеса разсуждает» [[old:iov:12:11|(Иов. 12:11)]]. Посему и прибавил: **В разсуждении добра же и зла** в распознавании добраго и худаго учения. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла** См. Толкование на [[new:evr:05:11#lopuxin_ap|Евр. 5:11]] [<10>]