[<10>] ====== Толкования на Евр. 6:6 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему** См. Толкование на [[new:evr:06:04#prp_efrem_sirin|Евр. 6:4]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему** Сказано: //«распинающие Сына Божия и обличающие»// [[new:evr:06:06|(Евр. 6:6)]]. Распинают же Его еретики, не только решающиеся перекрещивать, но и отваживающиеся говорить, будто бы Христос распнется некогда и за демонов. **//Письма на разные темы. Епископу Кирину.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И отпадших, опять обновлять покаянием** То есть чрез покаяние. Что это? Неужели отвергается покаяние? Да не будет. Но - обновление чрез вторичное крещение. Ибо обновление есть действие одного крещения, как и пророк говорит: //обновляется, подобно орлу, юность твоя// [[old:ps:102:05|(Пс. 102:5)]]; действие же покаяния состоит в том, что оно освобождает от ветхости и делает сильными. Но в прежнюю светлость возвести не может. Ибо в крещении все было делом благодати. Посему //покаянием//, говорит, - именно, крещением. Ибо сначала всякий раскаивается в прежней жизни, потом крестится, как и сам он выше сказал: //обращение от мертвых дел//. И из последующего ясно, что он отрицает вторичное крещение. **Когда они снова распинают в себе Сына Божия** Крещение есть крест. //Ветхий наш человек распят с Ним//, и //мы соединены с Ним подобием смерти Его//. И еще: //мы погреблисъ с Ним крещением//. Ибо как Христос умер на кресте плотью, так мы в крещении умираем для греха. Поэтому, кто вторично крестится, тот распинает вторично Христа, насколько это в его власти. Но это нелепо. Ибо Он однажды умер и воскрес, и //смерть уже не имеет над Ним власти// (см. [[new:rim:06:04|Рим. 6:4-9]]). Итак, нет вторичного крещения, так как нет и вторичного креста. Что же препятствует, чтобы было и третье, и четвертое, и так до бесконечности? Не просто сказал: //снова распинают// и остановился; но еще прибавил: //в себе//, чтобы показать, что мы, проводя беспечно свою жизнь в предположении, будто существует другое крещение, совершаем все так, как бы сами поддерживали в себе дурное мнение. **И ругаются Ему** То есть торжествуют, позорят. Понимать это можно двояко; или так, что те, которые распяли Господа, измыслили тогда для позора Его такой род смерти, очевидно, проклятый и позорный, и определенный для злодеев: или так, что Христос, будучи однажды распят, в последующее время исповедуется бессмертным. Поэтому тот, кто распинает Его во второй раз, делает это исповедание ложным, что приносит бесчестие Христу, однажды только вкусившему смерть, а потом уже бессмертному. Таким образом, двумя способами подтверждается невозможность этого дела: во-первых, тем, что кто был удостоен таких благ и все растратил, тот уже недостоин снова наслаждаться теми же самыми благами, во-вторых, и еще более, тем, что невозможно, чтобы Сын Божий снова был распят. ===== Евфимий Зигабен ===== **и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему** См. Толкование на [[new:evr:06:19#evfimij_zigaben|Евр. 6:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему** //"Отпадших..."//, что всегда соединяется с ожесточением против Христа и Его Церкви (ср. [[new:evr:10:29|Евр. 10:29]]), делая это отпадение хулою на Духа Святого, которая не может быть отпущена ни в сей век, ни в будущий [[new:mf:12:31|(Мф. 12:31)]], потому что для людей такого рода невозможно исправление. **//Толковая Библия.//** [<10>]