[<10>] ====== Толкования на Евр. 6:7 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 7-8 **Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение** Привел для примера в своей речи и такую притчу. Как дождь бывает один на землю возделанную и невозделанную, причем земля возделанная приносит плод полезный для тех, **от коих возделывается**, и после плода **получает** и **благословение**, - а земля невозделанная **производит терния и волчцы**, оказывается негодною и подвергается проклятию, **конец же ея - в сожжение**: так и те, кои приняли очищение в крещении и получили тело живое, если сохранят полученное, то получат благословение, то есть дары обетований, - а те, кои после очищения грехов и приобщения Святому Духу снова вращаются в делах злых, названных терниями и волчцами, так как нет второго, могущего быть для них очистительным, крещения, - подвергнутся в конце сожжению. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь** Землей он называет душу, а дождем- учение, как и в другом месте: //повелю облакам//, говорит Бог, //не проливать дождя// на виноградник ([[old:is:05:06|Ис. 5:6]]). И еще: //поток Божий полон воды// [[old:ps:064:10|(Пс. 64:10)]] то есть тот, кто получил от Бога дар к научению других, исполнился вышних вод, или даров. Здесь он дает понять, что те и принимали и пили слово, и часто удостаивались его, и тем не менее не получили от того пользы, что и выше сказал: //судя по времени, вам надлежало быть учителями//. **И произращающая злак полезный** То есть жизнь, исполненную добродетели. Ибо нет ничего столь полезного, то есть приличного и вожделенного, как чистота жизни. **Тем, для которых и возделывается** //Злак//, говорит, то есть добродетельную жизнь, порождает земля для тех, для которых возделывается, и для тех это //полезно//: ибо сами те, приносящие добродетель, будут наслаждаться ею. Некоторые поняли //тем// в смысле: учителям; ибо, действительно, ими воспитывается доброе поведение, так что они являются участниками в добродетели своих учеников. **Получает благословение от Бога** Здесь молчаливо укоряет эллинов, которые приписывают произращение плодов силе земли. И даже не руки земледельца производят плоды, но все, говорит, есть дело Божие: Сам Он благословляет и дает изобилие плодов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Земля бо пившая сходящий на ню множицею дождь и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога** Показав невозможность повторения крещения, т. е. крещения снова и свыше, он к этому присоединяет и устранение посредством примера. Здесь землею он называет научаемых, дождем – излияние учения богодохновенных словес и потоков небесных, как духовных и богодарованных, указывая вместе и на то, что этим дождем они (научаемые) часто напоялись. Былиями же добрыми называет хороший плод, благопотребный для тех, ради кого растение насаждается: здесь разумеется жизнь добродетельная и чистое житие, которое (учением) возделывается для самих же произращающих его, ибо оно возделывается для пользы и спасения тех, которые приносят плод. «**Приемлет же благословение от Бога**», это значит, что удостоивается благодати и похвалы именно такая земля, т. е. плодорождающие, по сказанному, ученики. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение** Сравнение людей с //землею//, добрых - //с плодоносною//, злых -// с негодною.// Первая - получает и человеческий труд на возделание и благословение Божие, вторая - ни того, ни другого, и даже проклятие и сожжение грозит ей, потому что производит //"тернии и волчцы"// - вредящие человеку (ср. [[new:mf:15:13|Мф 15:13]]; [[new:in:15:02|Ин 15:2]]; [[new:mf:03:10|Мф 3:10]]). [<10>]