[<10>] ====== Толкования на Евр. 9:19 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 19-22 **Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения** **Взяв** чужую **кровь** (тельцов и козлов), он **окропил народ и скинию и все сосуды** ее: потому что **все кровью по закону** очищалось, **и без кропления** этой **крови** животных **не **было** отпущения** греха. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом **[[old:ish:24:07|(Исх. 24:7)]] //По закону//, то есть как Бог законоположил, чтобы заповеди Его были объявляемы вслух всему народу; или //все заповеди по закону//, то есть что было положено законом. **Взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ** [[old:ish:24:08|(Исх. 24:8)]] Почему же были окропляемы книги и люди? Или потому, что издревле предызображалась Честная Кровь, коею окропляемся мы и сердца наши: ибо сердца суть книги, как и выше он сказал: //вложу законы Мои в мысли их// [[new:evr:08:10|(Евр. 8:10)]]. Вода - символ крещения. Здесь берутся кровь и вода, быть может, для обозначения того, что из ребра Господа истекли кровь и вода; быть может, и потому, что крещение, символом коего служит вода, возвещает смерть Господню, знак которой - кровь. Иссоп же употреблялся как вещество сгущающее по причине его плотности, для подобной же цели служила и шерсть: или так как Христос - агнец, поэтому и шерсть //червленая//, чтобы и по цвету она имела образ крови. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ** **Реченней бо бывшей всякой заповеди по закону от Моисея к людем** Т. е. по прочтении Моисеем всему народу всякой заповеди по закону, – какая только есть в законе. **Приемь кровь козлюю и телчую, с водою и волною червленою и иссопом, самыя же тыя книги и вся люди покропи** Видишь издревле изображаемую честную кровь Христа, жертвы словесной и истинной, – кровь, которая кропит и освящает и книгу, т. е. учителей народа, и народ? Ибо учитель есть одушевленная книга. «**С водою**», которая служила прообразом очистительнаго крещения. Волна же (употреблялась) для того, чтобы сдерживать кровь, червленая – ради подобил крови телесиой «иссоп» – тоже для сдерживания крови. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 19-21 **Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные** Описывается подробнее то, как именно утвержден был Кровью Ветхий Завет. Св. Златоуст сопровождает это описание следующими толкованиями: "Почему окропляется книга завета и народ? Потому, что та кровь и все прочее было прообразом честнейшей крови, которая была прообразована издревле. Почему с иссопом? Потому, что он, как вещество плотное и мягкое, сдерживал кровь. Для чего вода? Она была употреблена в знак очищения водою. А для чего волна (шерсть)? И она была употреблена для того, чтобы удерживать кровь". Апостол показывает, что здесь вместе были и кровь и вода, потому что крещение есть образ страдания Христова. [<10>]