[<10>] ====== Толкования на Евр. 9:24 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие** **Ибо не в рукотворное **человеческое** святилище**, бывшее **отображением истиннаго** святилища, **вошел Христос, но в самое небо, чтобы предстать (явиться) пред Богом** не за Себя, но **за нас**. ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие** Иисус Христос **вошел… в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие**. Какие высокие, отраднейшие, всерадостнейшие истины! Кровь Сына Божия очищает совесть нашу от мертвых дел, чтобы с дерзновением сердца и любовию служить нам Богу Живому и истинному, и Сам Сын Божий вошел в самое небо для того, чтобы явиться пред лицем Отца Своего Небесного вечным Ходатаем о нас. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие** Иудеи очень превозносились своим храмом; ибо нигде на земле не было такого храма ни по красоте, ни по великолепию. Так как иудеи увлекались телесным, то Бог повелел соорудить его великолепнейшим образом. Поэтому к нему приходили даже с концов земли [[new:act:02:05|(Деян. 2:5-10)]]. Что же делает Павел? Как поступил он по отношению к жертвам и ниспроверг их, противопоставив им смерть Христа, так и здесь, противопоставив храму небо, показывает различие. Прочие архиереи входили "//в рукотворенное святилище//, которое было //устроено по образу истинного//, то есть было образом неба. Ибо оно было //истинное// святилище. Христос же вошел в самое небо, хотя все наполняет и везде присутствует; но Павел говорит это в отношении к человеческой сущности. Различие же показывает не только для этого, но и чтобы показать, что наш Первосвященник - ближе к Богу. Ибо ветхозаветные первосвященники видели Бога чрез символы, Христос же созерцает Самого Бога, явившись //пред лице Божие//. И это сказано по снисхождению Его, по Его человеческой природе. Что значит: //за нас//? Вошел, говорит, с жертвой, могущей умилостивить Отца, а также примирить нас с ангелами: ибо и те враждебно относились к нам, как врагам Господа их. Посему ныне является //за нас; ныне// обозначает, что Он вошел, как Первосвященник; ибо вошел ради нашего примирения. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие** **Не в рукотворенная бо святая святых вниде Христос, противообразная небесных, но в самое небо** Ибо святое святых, куда один раз в год входил архиерей, рукотворно и служило только образом истиннаго, т. е. небеснаго, как сказано выше. **Ныне да явится лицу Божию о нас** Он "**вниде явитися**" Богу за нас, т. е. чтобы, в смысле архиерея нашего, умилостивить к нам Бога. A "**ныне**" означает то, что хотя Он и видел Отца как неотделимого от Него, но видел Его не во плоти. Теперь же Он является на небе с принесенною в жертву плотию, как и первосвященник – во святом святых с кровию. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие** "Что сделал (апостол) касательно жертв, то же делает и здесь. Как им он противопоставил смерть Христову, так здесь храму противопоставляет целое небо. Но не в этом только показывает различие, а и в том, что наш священник ближе к Богу, да явится, прибавляет он, лицу Божию за нас... Очевидно, что все это говорится о плоти Его" (Злат.). [<10>]