[<10>] ====== Толкования на Евр. 9:27 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 27-28 **И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение** **Как положено людям однажды умереть** за первый грех их, **а после** смерти им предстоит **суд: так и Христос однажды** явился и **принес** Себя за грехи всех, - **вторично же явится** уже не для того, чтобы умирать тогда за грехи, за кои однажды умер, но чтобы явиться в новом мире, где не будут иметь грехов с надеждою ожидающие от Него спасения. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И как человекам положено однажды умереть, а потом суд** Теперь высказывает и причину, почему Христос //однажды// умер: именно потому, говорит, что явился искуплением единой смерти. Ибо определено людям //однажды умереть//. Поэтому и Он //однажды// умер за всех. Что же? Разве мы ныне не умираем? Умираем, но мы не подчинены смерти, как прежде, и не подчинены по причине надежды на воскресение, источником которой явился умерший за нас Христос, и такая смерть - не смерть, а успение. Посему, так как смерть всеми нами обладала, то Он и умер, чтобы освободить нас. Или теперь апостол желает показать не то, что Христос заплатил за нас смертью, которой мы должны были подвергнуться в наказание, но следующее: так как Христос, будучи Богом, вместе с тем поистине был человеком, то как люди //однажды// умирают, а потом суд, так и Он //однажды// умер. Слушай, что следует далее. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст 27-28 **И якоже лежит человеком единою умрети, потом же суд. Тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без греха явится, ждущим его во спасение** Потому-то, говорит Апостол, Он и умер однажды, что человеки однажды умирают. Так как и Сам Он совершеннейшим образом вочеловечился, то «**единою принесеся**», т. е. соделался жертвою, «**воеже вознести грехи многих**». Слово «**многих**» употреблено в знак того, что не все уверовали в Него, хотя с Своей стороны Он умер за всех. Вознес же грехи к Отцу рапоминанием о них пред Отцем, чтобы получить к ним снисхождение Его. Ибо и священники, совершая приношения, возносят грехи, за которые совершаются эти приношения; ведь они при этом говорят: ведением, или неведением они согрешили, прости им, Владыко. Итак возношением грехов называется напоминание о них священниками пред Богом и прошение об отпущении их согрешившим. «**Второе же явится ждущим Его во спасение**» – значит: по втором Его пришествии; ибо тогда Он явится «**без греха**», т. е. уже не за тем, чтобы вознести грехи, потому что тогда уже время не умилостивления, а суда и воздаяния. Или же словом «**грех**» он называет собственно жертву за грехи, подобно тому, как и выражение: «//грехи людей Моих снедят//» [[old:os:04:08|(Ос. 4:8)]]; т. е. жертвы, которыя приносились за грехи. Значит, Он явится уже не с жертвою, разумею плоть для совершения жертвы. Далее Апостол говорит о том, сколь менее сильны были ежегодныя жертвы (ветхозав.) в сравнении с единою жертвою Христа. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И как человекам положено однажды умереть, а потом суд** "Доказав, что не надлежало умирать многократно, апостол показывает теперь и то, почему Он умер однажды. Лежит, говорит, человеком единого умрет. Итак, Он умер однажды за всех людей" - (Злат.). Правда, мы и теперь умираем прежнею смертью, но умирая, не остаемся в ней (смерти), а это не значит умирать. Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни; если же после смерти он оживет, и притом лучшею жизнью, то это не смерть, а успение. Смерть могла удержать у себя всех; потому Христос и умер, чтобы освободить нас. [<10>]