[<10>] ====== Толкования на Евр. 10:5 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 5-7 **Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже** Посему и Господь наш, **когда входит в мир, говорит** словами Давида; **жертв и приношений Ты не восхотел, тело же уготовал Мне**, дабы принесением его в жертву упразднить ветхозаветные жертвоприношения. И потом прибавляет, говоря: //вот //Я уже// пришел, чтобы совершить волю Твою, Боже// [[old:ps:039:07|(Пс. 39:7-]][[old:ps:039:08|8)]]. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему Христос, входя в мир, говорит** Христос, входя в мир во плоти, говорит устами Давида. Цель у апостола здесь такова: так как он показал, что жертвы бессильны и бесполезны, то, чтобы кто-нибудь не сказал ему: зачем же иудеи еще совершают их? ибо тогда еще стоял у них храм и все законное исполнялось - почему же они не прекратились? - то теперь, раскрывая это, и говорит, что хотя жертвы по воле Божией и прекратились, но иудеи, склонные к честолюбию и всегда противящиеся Духу Святому, еще придерживались их. Показывает и то, что они были отвергнуты Богом пред воплощением Господа. И заметь, апостол на это обращает здесь внимание. Ибо не сказал: вошедши, но //входя в мир//, чтобы показать, что и прежде, чем вошел, возненавидел их жертвы. **Жертвы и приношения Ты не восхотел** [[old:ps:039:07|(Пс. 39:7)]] Очевидно, установленные законом. //Приношение// же здесь обозначает нечто отличное от //жертвы//, и я думаю, что этим именно обозначаются бескровные жертвы. **Но тело уготовал Мне** [[old:ps:039:07|(Пс. 39:7)]] То есть Ты определил, чтобы Тело Мое сделалось всесовершеннейшей жертвой. ===== Евфимий Зигабен ===== **Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне** **Темже входя в мир глаголет** Т. е. Христос, «**входя в мир**» чрез Свое вочеловечение, «**глаголет**» Отцу чрез пророка Давида. **Жертвы и приношения не восхотел eси, тело же совершил Ми eси** [[old:ps:039:07|(Пс. 39:7)]] Жертву законную (ветхоз.) и тогдашнее приношение Ты отверг, а сотворил Мне тело из девической крови, для принесения его в жертву за спасение людей. Употребив сначала общее выражение, Апостол далее употребляет и частное. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-7 **Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже** Показав недостаточность Ветхозаветных жертв, апостол теперь доказывает и окончательную бесплодность их принесения после принесения единой жертвы Христовой. Приводимое в подтверждение этого места Св. Писания заимствовано из 39-го Псалма, [[old:ps:039:07|7-9 ст.]], где Давид выражает мысль, что, так как Бог не хочет от него никаких внешних жертв, то сам певец желает принести Богу иную жертву: свое исполнение воли Божией и Закона Его, начертанного в известных священных книгах и в сердце Псалмопевца. В чем именно состоит это исполнение воли Божией, Псалмопевец определенно не говорит; но видно только, что он имеет в виду - совершить нечто положительное, а не удержаться от чего-то (как думали некоторые - исполнить запрещение строить храм). Наконец, кем, и когда, и где объявлена была эта воля Божия, которую хочет исполнить пророк, тоже указывается неопределенно - //"в главизне книжной"// (en cefalidi grammatich, буквально с еврейского - //в свитке книжном//), т.е. по мнению некоторых - в самом первом псалме самого Давида, где прославляется именно блаженство праведника, воля которого в Законе Господнем. Приведенное место псалма Давидова апостол применяет в отношении ко Христу, Который пришел в мир исполнить волю Божию относительно принесения другой истинной жертвы Богу за человечество, отменив неугодные Богу прежние жертвы. Это исполнение воли Божией Мессиею - Христом состояло в Его воплощении и обречении Себя на вольные страдания и смерть, будучи предопределено в совете Божием тотчас же по падении первых людей (//"в главизне книжной"//, о чем повествуется в начале всех книг). [<10>]