[<10>] ====== Толкования на Евр. 10:19 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 19-21 **Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим** **Итак мы имеем, братья, дерзновение входить во святилище**, которое есть вера наша, - которое посредством крови Его обновило нам сей путь веры; ибо и древние имели ее, но бывшие потом (в средине между древними и нами) люди утратили ее, а в настоящее время Он опять возобновил ее в нас **чрез завесу, то есть **чрез** плоть Свою**: поелику Он есть также и Первосвященник наш; ибо если Он умер за грехи наши, то Он есть для нас **первосвященник**, не над скиниею временною, но **над домом Божиим**. ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым** С истинным, непритворным сердцем и твердою верою, с чистою совестию и омытыми телами будем входить в Царство Небесное чрез связь живую – Иисуса Христа. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, братия, имея дерзновение** После того, как показал превосходство Первосвященника нашего пред ветхозаветными и приношения Христова пред жертвами по закону, и что чрез это приношение мы освободились от грехов, прерывает догматическое учение, давая отдых слушателю, и вполне благовременно переходит к нравственному учению. И только что упомянув об отпущении грехов, наконец убеждает, чтобы они более не впадали в них: //имея//, говорит, //дерзновение//, по причине отпущения грехов. Как грех причиняет стыд и неуверенность, так отпущение грехов дает смелость. **Входить во святилище** Так как нам отпущены были грехи, то мы и имеем дерзновение входить во святилище, то есть в небо. **Посредством Крови Иисуса Христа** То есть через кровь. Ибо, удостоившись через крест и кровь Христа прощения грехов, мы получили дерзновение. **Путем новым (πρόσφατον - недавним) и живым, который Он вновь открыл нам** Что касается до входа в Святилище, то Он Сам обновил нам путь, то есть Он сам сделал путь новым, Сам начав его и Сам первый прошедши им. Вместо того, чтобы назвать путь новым - νέαν, назвал его πρόσφατον - недавним, открытым для наших времен. Похвалой для нас служит то, что мы удостоены того, чего не был удостоен Авраам; нам ныне отверсто небо. //Живым// назвал потому, что первый путь во Святилище, по закону, был смертоносным. Более уже тот путь не имеет места, но для принимающих его становится причиной смерти. Этот же (новый, - //Прим.Ред.//) путь так ведет к жизни, что и сам живет и останется таким постоянно. Или под //живым// уразумей подобно //недавнему// (πρόσφατον), вместо нового и цветущего, как бы в противоположность входу в ветхозаветное Святилище: ибо тот путь - путь смерти. **Через завесу, то есть плоть Свою** Он обновил нам путь этот в небо плотью Своею: ибо когда она была вознесена на кресте и вознеслась, тогда открылось нам небесное. Поэтому и справедливо он назвал ее //завесой//. Ибо в том и заключается отличительное свойство завесы, что когда она отнята, открывается то, что находится внутри. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 19-20 **Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою** **Имуще бо дерзновение, братие, входити во Святая** Показав, что у нас (христиан) все выше: и архиерей, и скиния, и завет, и жертва, и обетования (ибо у евреев все было подобно тени, временно, несовершенно и безсильно, а у нас истинно, вечно, совершенно и мощно), Апостол говорит, что так как у нас все таково, то мы имеем смелость и дерзновение для входа на небо: ибо его Апостол назвал «**святая**». Слова: «**имея дерзновение**» и весь нижеследующий ряд речений, находят свое разрешение в слове: «//да приступаем//» (См. [[new:evr:10:22|Евр. 10:22]]). **Кровию Иисус Христовою** "**Имуще дерзновение**" по какой причине? Очевидно, по причине Крови Христовой, пролитой для отпущения наших грехов. Ибо как грехи возбуждают (в человеке) чувство стыда, так напротив (иное чувство возбуждает) освобождение от них и очищение их. **Его же обновил есть нам** Каковой вход (на небо) вновь проложил нам Христос и теперь уготовал для нас: Он первый с плотию Своею восшел на небо и сделал вход в него для нас доступным. **Путем новым и живым** Путем для последующаго времени «**новым**», как вновь проложенным человечесвим Его естеством, а живым, так как он вечен и вводить в жизнь истинную **Завесою, сиречь плотию Своею** Он обновил для нас этот путь и в нас проложил этот новый путь Плотию Своею, после того как она вознеслась на небо, по нераздельности ея единения (с божеством). Плоть Апостол называет теперь «**завесою**» – потому, что она служила прикровением божества Его, a вместе с тем и потому, что когда она вознеслась на высоту, тогда на земле сделалось видимым небесное. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым** Апостол увещевает следовать за Христом в небесное Святое Святых путем, Им проложенным. - //"Имея дерзновение..."// "Почему - //дерзновение//? По причине отпущения грехов. Как от грехов происходит стыд, так от прощения всех их - дерзновение; и не только от этого, но и оттого, что мы сделались сонаследниками Христа и сподобились такой любви Его" (Злат.). - //"Входить во святилище..."// Под этим вхождением разумеется вход в небо и доступ к духовным тайнам. - //"Путем новым и живым..."// "Хорошо он сказал: //путем новым и живым:// первый путь был путем смерти, низводившим в ад, а этот - путем жизни; не сказал: жизни, но назвал его живым, выражая, что он остается таким постоянно" (Злат.). [<10>]