[<10>] ====== Толкования на Евр. 10:22 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 22-23 **да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший** **Да приступаем **к Нему** с истинным сердцем**, чтобы достигнуть нам совершенства в вере, которую Он насадил в нас, - и да будет окропление над сердцами нашими, то есть да будут чрез Него омыты сердца наши, чтобы нам очиститься **от совести лукавой**, проявляющейся в помышлении зла, - и омоем тело наше крещением освящения, - **будем держать** в скорбях наших **надежду**, которая должна исполниться в свое время, - и чрез постоянное исповедание будем стоять неуклонно и да не колеблемся, приходя в отчаяние по причине отдаленности исполнения того, что нам обетовано, **ибо верен Обещавший** нам. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Да приступаем** К чему? в вере и к духовному служению, или - к небу, где наш Первосвященник. **С искренним сердцем** То есть с чуждым лукавства, нелицемерным по отношению к братьям, или не сомневающимся, нисколько не колеблющимся и не недоумевающим относительно будущих благ, и потому не впадающим в малодушие. Итак, продолжает. **С полною (εν πληροφορίοι) верою** Научает нас, под каким условием мы не впадаем в малодушие, а именно, если будем иметь полноту (πληροφορίαν) веры, то есть веру и твердую и совершеннейшую. Ибо можно веровать, но не вполне. Так, например, некоторые говорят, что воскресение для одних будет достоянием, а для других - нет; это не есть полная, напротив - несовершенная вера. Итак, да приступаем с полной верой. Так как ничто здесь не видимо, - ни храм, ни небо, ни Первосвященник - Христос, но скрыто от нас, как и в Ветхом Завете первосвященник, входя во Святая Святых, не был видим, то поэтому необходима вера полная и несомненная. **Кроплением очистив сердца от порочной совести** Сказав о вере, теперь показывает, что требуется не одна только вера, но и добродетельная жизнь. Иудеи окропляли тело, мы же сердца, чтобы не сознавать за собой ничего лукавого. Мы будем окроплены самой добродетелью, или благодатью Духа, отпустившего нам в купели грехи и укрепившего нас так, что, если постараемся, мы не впадаем уже более в грех. **И омыв тело водою чистою** Водой крещения. //Чистой// же, или делающей чистыми, или не имеющей примеси крови, как в древности с примесью пепла. Хотя благодать Духа в крещении и души очищает, однако Павел соединил здесь видимое с невидимым. По крайней мере, при самом совершении крещения для тела берется вода. Так как мы двойственны, то и очищение двоякое. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да приступаем со истинным сердцем во извещении веры, окроплени сердцы от совести лукавыя и измовени телесы водою чистою** «**Да приступаем**» же к небу с истинным сердцем, т. е. без лицемерия, не так, как обыкновенно – думают одно, а говорят другое. **Во извещение веры** И это будет, если только уверуем, что мы действительно взойдем на небо, и если в этой вере получим твердое убеждение. А с убеждением веровать необходимо, потому что у нас нет ничего видимаго: ни иерея, ни жертвенника, ни жертвы. **Окроплени сердцы от совести лукавыя** Будучи чисты душею и помыслом, так чтобы в нашей совести не было чего-либо лукаваго. **И измовени телесы водою чистою** водою св. крещения. Ведь и иудеи кропили, но только тело, и омывались, но не тою чистою водою, которая есть кровь (Христова). Что может быть чище очистительнаго крещения, омывающаго не только тело, но еще больше душу? //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою** См. Толкование на [[new:evr:10:21#lopuxin_ap|Евр. 10:21]] [<10>]