п[<10>] ====== Толкования на Евр. 11:4 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще** **Верою лучшую приносил жертву Авель, нежели Каин**, который принес плохо выбранное: поелику вера Авеля и неверие Каина отпечатлелись в дарах их. Ведь если бы Авель не верил в мздовоздаяние, он не избрал бы и не принес бы лучших жертв, - так как он видел брата своего, что он отовсюду набрал плохих колосьев с нерадением и, принеся их, положил на жертвенник. Итак, ради этой веры Авель** получил свидетельство** относительно себя, **что он праведен**, - но не от человека получил он это удостоверение, а от Бога, **Который дал свидетельство дарам его**, так что даже и до настоящего времени он **говорит ею**, то есть свидетельствуется ею ([[old:gen:04:01|Быт. 4:1]] сл.). ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин** [[old:gen:04:03|(Быт. 4:3-5)]] Так как вера - великое дело и требует мужественной души, между тем верующие евреи стали немощны и, хотя в начале они и проявили веру, но впоследствии, под влиянием постоянных скорбей, предались малодушию, - то он ободряет их сначала собственным их подвигом, затем Писанием, сказав: //праведный верою жив будет//; далее соображениями, говоря же: //вера есть осуществление ожидаемого//, - теперь ободряет их примерами великих ветхозаветных мужей. Ибо всякий раз, как находит человек соучастников в страданиях, то успокаивается и чувствует облегчение. Итак, выводит Авеля и говорит, что он верой принес жертву //лучшую//, то есть более ценную, сравнительно с жертвой брата. Ибо кого другого он видел пред собой? Отца, или мать? но они оскорбили Бога. Брата? но он не почтил Его. Итак, только одной верой он был приведен к тому, чтобы принести в жертву лучшее из того, что имел, веруя, что получит награду. **Ею получил свидетельство, что он праведен, как освидетельствовал Бог о дарах его** Ибо Бог сказал Каину: "аще право принесл еси, право же не разделил еси" [[old:gen:04:07|(Быт. 4:7)]]; об Авеле засвидетельствовал, что и право (т.е. правильно, - //Прим.Ред.//) принес, так как принес Даровавшему то, что получил от Него, и право разделил, потому что выбрал лучшее, как Владыке. Говорят же, что и огонь, сошедши с неба, истребил жертву, из чего Каин и узнал, что Авель был предпочтен. И как иначе? Поэтому один из переводчиков с еврейского на греческий язык так передал: "Господь призрел на жертвы Авеля и воспламенил их" (ср. [[old:gen:04:04|Быт. 4:4]]). **Ею он и по смерти говорит (λαλεί) еще** То есть чрез ту самую веру //говорит еще//, то есть вера произвела то, что он еще ныне живет, и поставила его для всех учителем, едва только не говорящим: "подражайте мне, люди, и будучи праведны, угождайте Творцу". Итак, говорит тем, что его прославляют, о нем проповедуют, о нем вспоминают, как и небо говорит, будучи только видимым. Ибо не столько действует слово, сколько страдание его. Сказал же это для того, чтобы показать малодушным, что праведник и здесь в известной мере наслаждается почетом, поэтому и вы будете наслаждаться. В некоторых списках, впрочем, сказано: λαλείται - говорит от себя, но, я думаю, это неправильно. ===== Евфимий Зигабен ===== **Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще** **Верою множайшую жертву Авель паче Каина принесе Богу** Ибо он (Авель) веровал, что приносящий Богу дары лучшие приемлется Им, благоугоден Ему и достоин воздаяния. «**Множайшею**» Апостол называет жертву лучшую. **Еюже свидетелствован бысть быти праведник** "**Ею же**" – верою, или «**ею же**» – жертвою. А как засвидетели ствовано об нем, что он праведник, на это Апостол отвечаег следующими словами: **Свидетсвствующу о дарех его Богу** Как засвидетельствовал Бог о том, что он оправдан чрез свои дары, очевидно, принятые Богом, ибо написано: «//и призре Бог на Авеля и на дары его: на Каина же и на жертвы его не внят//»[[old:gen:04:03|(Быт. 4:4)]]. Призрение есть знак принятия; приняв же дары Авеля, Бог тем самым признал его благоугодившим и праведным. **И тою умерый еще глаголет** И после смерти он еще говорить ею, т. е. верою: ибо она не умерла вместе с ним, напротив возвещает о нем сильнее языка. Посему, вспоминая о нем, мы как будто слышим. как он убеждает веровать, что есть воздаяние благоугодившим Богу. Вот об этом-то он и говорить даже после смерти своей. В некоторых списках написано: «глаголется», т. е. проповедуетсл и прославляется. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще** //"Жертву лучшую..."// - отличнейшую, достойнейшую. "Он сделал, говорит Златоуст, праведное дело, не видя примера ни в ком. В самом деле, на кого взирая, он так почтил Бога? На отца и мать? Но они оскорбили Бога за Его благодеяния. На брата? Но и он не почтил Его. Таким образом, он сам собою совершил доброе дело. И тогда как он был достоин чести, что он получает? Умерщвляется". - //"Ею получил свидетельство, что он праведен..."// (Ср.[[old:gen:04:04| Быт 4:4]]). "Как же еще иначе было засвидетельствовано, что он - праведник? Огонь, говорится (в Писании), сошел и сожег его жертвы. Вместо //"призрел Господь на Авеля и на дары его",// один переводчик читает: //и воспламенил//. Итак, Бог и словами и делом засвидетельствовал, что он праведник" (Злат.). - //"Ею он и по смерти говорит еще..."// "Чтобы не привести их в отчаяние, апостол показывает, что Авель отчасти получил вознаграждение. Какое? То, что об нем, говорит, много воспоминают..., брат убил его, но не убил вместе с ним его славы и чести... Это и есть признак жизни, когда все прославляют, превозносят и ублажают; убеждающий других быть праведными, конечно, глаголет. Не столько действует слово, сколько его страдание. Как небо, делаясь только видимым, глаголет, - так и он, будучи воспоминаем" (Злат.). **//Толковая Библия.//** [<10>]