[<10>] ====== Толкования на Евр. 11:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере** См. Толкование на [[old:gen:07:16#svt_ioann_zlatoust|Быт. 7:16]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере** **Верою Ной получил откровение о том, что еще не было видимо**, то есть о событиях, кои имели быть чрез сто и двадцать лет после получения им откровения, - и по страху своему пред угрозою об отдаленных наказаниях (предстоявших тогдашним людям за их нечестие и неверие) **приготовил себе ковчег**, с великим трудом, **для спасения дома своего**. Тою же верою осужден мир, который не поверил, - и та же вера соделала Ноя наследником обетования ([[old:gen:06:08|Быт. 6:8]] сл.). ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего** [[old:gen:06:start|(Быт. 6)]] Ной, говорит, «получил откровение» от Бога, то есть был научен относительно неизвестных дел и не остался неверующим. Напротив, хотя воздух был чист, все предавались неге и не ожидали никакой опасности, ибо и не было заметно ничего такого, однако он, поверив Богу, убоялся потопа и приготовил ковчег, посредством которого спас от потопа всех своих домашних [[old:gen:06:22|(Быт. 6:22)]]. Заметь, что обещает Бог, то предрекает и Дух, как сказано о Симеоне: //ему было обещано Духом Святым// [[new:lk:02:26|(Лк. 2:26)]]. Итак, Дух – Бог. **Ею осудил он (весь) мир** То есть показал, что они достойны наказания, так как они, даже и видя, что строился в это время ковчег, не пришли в чувство, или не поверили, что будет потоп. **И сделался наследником праведности по вере** То есть он получил ту пользу, что явился праведным пред Богом: каковое имя //праведности// даровала ему вера. ===== Евфимий Зигабен ===== **Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере** **Верою ответ приим Ное о сих, яже не у виде, убоявся сотвори ковчег во спасение дому своего** Строй речи здесь такой: Ной, получив извещение о том, чего еще не видел, т. е. получив предсказание о потопе, поверил и соорудил ковчег для спасения дома своего: ибо он, именно поверив этому извещению, построил ковчег, как было повелено, для спасения своего собственнаго и живущих с ним, в виду предсказания о потопе, а также и из опасения за своих близких; ибо после того, как он уверовал, явилось у него опасение, даже страх, а побуждаемый страхом он построил ковчег, исполнивши все так, как было повелено. **Ею же осуди мир** "Ею же", т. е. верою он показал, что современные ему люди осуждены потому, что между теы, как он поверил, те за неверие оказались достойными гибели, и именно потому, что они не поверили так, как поверил он. Миром Апостол называет здесь тех, которые во время потопа погибли в водах. **И правды, яже по вере, бысть наследник** Верою в пророчество о потопе он наследовал себе оправдание и имя праведника: ибо Бог сказал ему « яко тя видех праведна в роде сем» [[old:gen:07:02|(Быт. 7:2)]]. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере** "Пример Еноха был только примером веры, Ноя же (пример) - и неверия. Утешение и увещание бывает совершенным тогда, когда видно не только то, что верующие удостаиваются чести, но и то, что неверующие терпят противное (Злат). - //"Ею осудил он мир..."// (Добавления весь нет ни в греческом, ни в лучших древних славянских текстах) - "показывает, что те были достойны наказания, которые и вследствие приготовления ковчега не исправились..." (Злат.). - //"И сделался наследником праведности по вере..."//, т.е. в том и обнаружилась его праведность, что он поверил Богу. Таково свойство души, искренно расположенной к Нему и не считающей ничего достовернее слов Его, а неверию свойственно противное. Ясно, что вера оправдывает..." (Злат.). [<10>]