[<10>] ====== Толкования на Евр. 11:13 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле** **По вере умерли все они, не получив** (исполнения)** обетований, но из отдаленных **времен** их усматривали**, то есть: хотя они уже и прежде того (до исполнения обетования) были в той земле, но очевидно они еще не обладали ею, - как и Авраам сказал сынам Аморреев: //странник и пришлец я у вас// [[old:gen:23:04|(Быт. 23:4)]]. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Все сии умерли в вере, не получив обетований** Здесь возникают два вопроса: как апостол, сказав о Енохе, что он «переселен был так, что не видел смерти», теперь говорит: **все сии умерли** и еще, как сказал он теперь: **не получив обетований**, хотя сказал, что «Авель говорит еще», в силу того, что всеми прославляется и что Енох //переселен был//, что Ной получил награду, будучи спасен с домом своим и будучи назван праведным; и что Авраам родил сына от Сарры. Поэтому слова: **все сии умерли** понимай в таком смысле: те, которые умерли, исключая, разумеется, не видевших смерти. **Не получив обетований** – справедливо сказано о всех. Ибо не одними только этими благами щедродатель Бог наградил за великие подвиги веры, – Авеля тем, что он в славе у людей, Еноха – переселением, Ноя – спасением от потопа, Авраама – деторождением; напротив, ясно, что это только предвкушение и залог истинных благ, которые предварительно подавались святым ради нас малодушных, чтобы на основании этих мы верили и истинным благам. Но им же уготовано нечто великое, что и на сердце человеку не приходило, чего они еще не получили, как и Господь говорит в Евангелии, что отрекшийся всего в нынешнем веке //получит во сто крат//, а в будущем //наследует жизнь вечную// [[new:mf:19:29|(Мф. 19:29)]]. **а только издали видели оные, и радовались** Здесь апостол дает понять, что они и видели и радовались, то есть предчувствовали тайны о Царстве Небесном, о воскресении и неизреченных благах: метафора взята из жизни мореплавателей, которые издалека завидев желанные города, прежде чем войти в них, предварительно обращаются к ним с приветствием и уже считают их своими. Или разумеет и потомков Авраама, что они не получили обетований относительно земли, но издалека предвидели их, за четыре рода ранее, именно, что потомки их, выйдя из Египта, сделаются наследниками этих обетований. Но это толкование, как относящееся только к потомкам Авраама, не стоит в связи с словами: **все сии**. **и говорили о себе, что они странники, и пришельцы на земле** Не только на обетованной земле, но и на всей вселенной. Поэтому и не подобало получить ее. Они были достойны не ее, а неба. Потомки же их получили ее, ибо они были достойными земли. //Я у вас пришлец и поселенец// [[old:gen:23:04|(Быт. 23:4)]], говорил Авраам сынам Хетовым. Но они и все были таковы, как свидетельствует Давид: //странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои// [[old:ps:038:13|(Пс. 38:13)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле** **По вере умроша сии eси, не приемше обетований** "**Сии**", кто же именно? Очевидно, Авраам, Исаак и Иаков, к которым относились обетования наследия вышеупомянутой земли. «**Сии**, говорит,** вси в вере умроша**», не отпавши от нея даже до самой смерти, напротив веруя, что (Бог) даст им то, что обещано; хотя здесь (на земле) они и не успели получить обетований, т. е. исполнения того, что обещано. Отсюда ясно, что по буквальному смыслу Бог обещал им землю обетованную, а но переносному – царство небесное. Посему Апостол и прибавил: **Но издалеча видевше я и целовавше** "**Издалеча**" употреблено вместо «за долгое время» (до исполнения): ибо, еще живя в настоящей жизни, они созерцали уже очами духовными то, что в жизни будущей от века обещано. «**Целовавше**» употреблено вместо возрадовавшись. **И исповедавиие, яко страннии и пришельцы суть на земли** Признав себя странниками и пришельцами на земле с одной стороны по причине презрения к тому, что здесь (на земле), а с другой по причине желания того, что там (на небе): ибо эти (земныя стяжания) чужды для обладающих ими, не оставаясь при них навсегда, а постоянно переходя от одних к другим и подвергаясь гибели; a те (небесныя) составляют собственность наследующих их, как нeoтъемлемыя и вечныя. А посему как эти люди, почитая себя странниками в отношении того, что здесь (на земле), стали или будут наследниками благ небесных, так напротив старающиеся о приобретении стяжаний земных чужды небесных. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле** "**Все сии умерли в вере, не получивши обетований...**" "Здесь представляются два вопроса: как, сказавши, что Енох //преложен бысть не видети смерти, и не обреташеся,// говорит теперь: **по вере умроша сии вси**? И еще: как, сказавши: **не приемше обетований**, говорит, что Ной получил в награду спасение своего семейства, Енох был переселен, Авель еще глаголет, Авраам получил землю?.. **Вси** – говорит он. Здесь не потому, чтобы они решительно все умерли, но потому что, за исключением Еноха, действительно умерли все, кого мы знаем умершими. А слова: **не приемше обетований** – справедливы, так как обетование, данное Ною, не к тому относилось. О каких же обетованиях он говорит?.. То не было обетованием, что Авель сделался предметом удивления, Енох был переселен, Ной спасся от потопа; все это даровано им за добродетель, и было некоторым предвкушением будущего... Очевидно, что здесь нужно разуметь особые будущие обетования, намек на которые делается в дальнейших словах апостола; "**издали видели оные и радовались**" (ср. [[new:in:08:56|Ин. 8:56]]) и под которыми должно разуметь все, сказанное о будущем, о воскресении, о Царствии Небесном и о прочем, о чем проповедовал Христос, пришедши на землю, – это именно он разумеет под обетованиями, которых патриархи хотя не получили, но окончили жизнь, уповая на них, а уповали по одной вере" (Злат). "**Издали видели оные и радовались...** "Так были уверены они в этих обетованиях, что даже приветствовали их, подобно тому, как мореплаватели, издалека увидев города, к которым стремились, прежде нежели войдут в них, обращаются к ним с приветствиями и уже считают их своими" (Злат.). – "**Говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле...**" "Святые были странниками и пришельцами. Как и каким образом? Где Авраам признает себя странником и пришельцем? Может быть, и он признавал. А что признавал себя таким Давид, это несомненно [[old:ps:038:13|(Пс. 38:13)]]. Те, которые жили в шатрах и за деньги приобретали места для погребения, очевидно, были такими странниками, что даже не имели, где хоронить мертвецов своих. Что же? Не называли ли они себя странниками по отношению только к одной земле Палестинской? Нет, по отношению к целой вселенной, и это справедливо: они не видели в ней ничего такого, чего желали, но все было для них странно и чуждо" (Злат.). **//Толковая Библия.//** [<10>]