[<10>] ====== Толкования на Евр. 11:21 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего** Так и **Иаков верою благословил каждаго сына Иосифова**: хотя они были благословлены в земле Египетской, и уже после многих лет совершилось наконец благословение их в наследии их; однако он **поклонился краю жезла своего**, поелику веровал он, что его сын Иосиф действительно похоронит его в могилах отцов своих. ([[old:gen:47:29|Быт. 47:29-31]]; [[old:gen:48:15|48:15]] сл.). ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова** (Ср. [[old:gen:48:start|Быт. 48]]) **и поклонился на верх жезла своего.** Сыновья Иосифа – Манассия и Ефрем; и хотя Манассия был старший, Ефрем же – младший, однако Иаков благословил Ефрема более великими благословениями и крестообразным возложением рук, и так сильно верил, что сбудутся его благословения и колено Ефремове будет господствовать, что и самим делом показал. Ибо поклонился Иосифу в знаменование поклонения всего народа. Как же поклонился? //на верх жезла своего//, то есть опершись на жезл по причине старости. Некоторые говорят: поклонился на верх жезла Иосифа, знаменуя чрез жезл скипетр царствования, долженствующий быть предметом поклонения. ===== Евфимий Зигабен ===== **Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего** **Верою Иаков умирая коегождо сына Иосифова благослови** Т. е. Ефрема и Манассию. Он просил у Бога младшему, Манассии, большаго, а первородному, Ефрему, меньшаго. Благословил же их, веруя, что будет им то, чего просил он для них у Бога. **И поклонися на верх жезла его** И также веруя, что Иосиф будет отцом царей, которые будут происходить из колена Ефремова, «**поклонися**» Иосифу, склонив голову на верх собственнаго жезла, или же оперся на него по причине глубокой старости. Он поклонился, предъуказывая этим поклонение и подчинение десяти колен имеющим произойти от него царям. Он так верил в это, что даже самым делом предъизобразил это поклонение и подчинение. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего** Упоминаемая здесь вера Иакова весьма ясно открывается из самого содержания его благословений и произнесенных им при сем пророчеств, см. [[old:gen:48:13|Быт XLVIII:13-21]]. - //"И поклонился на верх жезла своего..."// "Здесь апостол показывает, что Иаков не только сказал, но так надеялся на будущее, что показал его и самым делом. Так как от Ефрема имел восстать другой царь, то он и говорит: //и поклонился на верх жезла своего,// т.е. будучи уже старцем, он поклонился Иосифу, выражая имеющее быть поклонение ему от всего народа. Это отчасти уже исполнилось, когда ему кланялись братья, но должно было исполниться и после через десять поколений" (Злат.). [<10>]