[<10>] ====== Толкования на Евр. 12:6 ====== ===== Прп. Макарий Великий ===== **Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает** Как свежеизваянный сосуд, еще не обожженный на огне, не готов для употребления, или как бессловесный младенец неспособен к мирским делам, потому что не может ни город строить, ни сажать, ни семя сеять, ни делать какое другое мирское дело, будучи неразумен, – так и неиспытанные души, не проверенные в различных скорбях от духов злобы, еще младенчествуют, не имеют достаточного упражнения и, так сказать, пока бесполезны для Царства, как говорит блаженный Павел: "**Если остаетесь без наставления, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны**". Вот как полезны человеку скорби и испытания и искушения, делающие душу пригодной и надежной. -Лишь бы мы решительно и достойно и мужественно готовили самих себя, в стойкости перенося нападения, и укреплялись бы в надежде и доверии, всегда ожидая избавления и дерзали, полагаясь на милосердие Христово, ибо Он никогда не оставляет ищущую Его душу сверх силы подвергаться испытаниям, "//но при искушении даст и выход, так чтобы вы могли перенести//" [[new:1kor:10:13|(1 Кор 10:13)]]. //**Собрание рукописей типа III. Поучение 23.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает** См. Толкование на [[new:evr:12:04#prp_efrem_sirin|Евр. 12:4]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает** Сказано: кто любит, тот прилежно **«наказует, биет же Бог всякаго сына, его же приемлет»** [[new:evr:12:06|(Евр. 12:6)]]. И еще некто из святых сказал: //«бых язвен весь день моей жизни»// [[old:ps:072:14|(Пс. 72:14)]]. Итак, чему же дивишься, видя, что святые мужи страдают от различных болезней, терпят нищету, печали и бывают презираемы? **//Письма на разные темы. Аглаофонту.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== ** Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает** [[old:pr:03:12|(Притч. 3:12)]] Из числа любимых Богом нельзя найти никого, кто бы был без скорбей. Но вот не подвергаются ли бичеванию разбойники и воры? Итак, не они ли сыны? Нет. Ибо не сказал, что всякий бичуемый - сын, но: всякий сын подвергается бичеванию. Итак, разбойников бичуют не как сыновей, но их наказывают, как злодеев. Сказав же здесь наперед, что наказывает (παιδεύει), потом прибавил: бьет (μασηγοϊ) для того, чтобы бичевание сына ты понимал не в смысле мщения за зло, но в смысле научения. Которого принимает, то есть которого допускает к Себе, принимает чаще сравнительно с другими, которого приближает в качестве близкого друга. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает** **Егоже бо любит Господь, наказует** И это, равно как и следующее, есть изречение Соломона [[old:pr:13:25|(Притч. 13:25)]]. «**Наказует того, кого любит**», т. е. вразумляя искушением, ставит его в надлежащее положение и совершенствует подобно воспитателю: ибо наказание от Бога учит добродетели и любомудрию. **Биет же всякаго сына, егоже приемлет** К которому Он благоволит. Что же значит «биет»? Значит, причиняет скорби, подвергая искушениям; ибо "//скорбь//, говорит Писание, //терпение соделовает, терпение же искусство (опытность)//" [[new:rim:05:03|(Рим. 5:3)]]. Так как вообще «//узки врата и тесен путь, ведущий в жизнь вечную//», как сказал Господь [[new:mf:07:14|(Мф. 7:14)]], и всякому идущему им необходимо испытывать тесноту и скорбь. Таким образом всякий сын подвергается биению, но не всякий подвергающийся биению есть сын: ибо биению подвергаются и человекоубийцы, и разбойники, и гробокопатели (обирающие мертвецов), и чародеи, и любодеи и многие подобные, только сын биется из любви, чтобы стал еще лучшии, а люди лукавые – из нерасположения к ним, чтобы не отошли еще худшими. А многие злые даже и не подвергаются биению, как совершенно неисправимые, чтобы там (в жизни будущей) подвергнуться страшному наказанию, как тот сущий в муках богач [[new:lk:16:23|(Лк. 16:23)]]. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает** Ты не можешь, говорит, сказать, что есть какой-нибудь праведник, не терпевший скорбей, и хотя нам так кажется, но иных скорбей мы не знаем. Следовательно, всякому праведнику необходимо пройти путем скорби. Если иначе невозможно, то следует, что тесным путем шли все те, которые вошли в жизнь (Злат.). [<10>]