[<10>] ====== Толкования на Евр. 12:17 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами** Но если для него была заперта дверь, то для нас она не заперта. **Знаете, что хотя и желал он унаследовать благословение**, (но)** был отвержен; ибо не обрел места покаянию**. Раскаяние Исава и слезы его были не к тому направлены, чтобы оправдаться (стать праведным) более, чем брат его, но к тому, чтобы получить власть над братом своим. Посему, **хотя со многими слезами домогался** (благословения отца в первородстве), однако оно не было дано ему. Не оправдания искал он, как я сказал, но преимуществ первородства. Ведь если бы он просил о том, чтобы быть больше брата своего в царстве небесном, то конечно ему в этом не было бы отказано. Но как он пренебрег полезным для души своей и просил более тучной земли, чем была у брата его; то и не получил оправдания, которого он совсем не просил, и был лишен того, что предвосхитил у него Иаков по вере своей ([[old:gen:27:30|Быт. 27:30]] сл.). ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами** На сказанное об Исаве: **покаяния места не обрете, аще и со слезами поискал его**. Удивляешься, говоришь, почему Павел утверждал, что покаяние, которое сам он проповедал и которое Бог увенчал, не имело никакой силы для Исава, ибо говорит: **покаяния места не обрете, аще и со слезами поискал его.** А я дивлюсь, почему непонятно сие для тебя. Апостол сказал это не потому, будто бы Судия не уважил покаяния, но потому, что награды, то есть благословения, принадлежащего более добродетели, нежели старшинству, не дал продавшему оное. Да и несправедливо было бы согласиться нам с тем, что награда принадлежала Исаву по старшинству. Если бы первородство отнято было у него насильно, то следовало бы его возвратить ему; если же продано им и находилось во владении купившего, то несправедливо было отнять его у последнего. Потому, хотя и горько плакал о старшинстве не только сам Исав, но и родитель его, но превозмогла справедливость. А что сие действительно так, следует из сказанного о нем: //да не кто блудодей или сквернитель, якоже Исав, иже за ядь едину отдал есть первородство свое// [[new:evr:12:16|(16)]]. Ибо известно, что и после сего, желая наследовать благословение, он был отринут. Видишь (не буду пока говорить о том, что проданы права старшинства), Исав не подвизался в добродетели, но, опираясь на проданные им права старшинства, хотел наследовать благословение, принадлежавшее, как сказал я, добродетели, что было невозможно. И Исав, хотя при родительском благословении и имел бы на своей стороне и права старшинства, не улучил бы Божиих благословений, потому что Богом увенчивается добродетель. А поскольку он законно продал права первородства, то победа Иакова была несомненна. Ибо если кто, продав поле, взяв за него цену и купившего введя во владение имением, в последствии, не возвращая, скажу так, взятой цены (хотя законы не позволяют и возвратившему ее отнимать имение без согласия купившего, но пусть будет сказано: не возвращая цены), начнет спор об имении, то какой закон или какой судья присудит ему победу, хотя прольет он много слез и произнесет тысячи жалоб? Конечно, никто не присудит. Посему и Исав не получил награды справедливо, во-первых, потому, что, не подвизавшись в добродетели, но пожелав наследовать благословение, оказался недостойным оного; во-вторых, потому, что продал награду; в-третьих, потому, что справедливо отринут по продолжительности времени. Ибо если бы действительно покаялся и загладил все понесенные поражения, то не был бы презрен Богом, потому что Бог богат и, преизобилуя другими венцами, мог украсить его. И если Исав не мог возвратить себе проданных благословений, то был бы украшен другими венцами, и во-первых, тем, что умилостивил бы Бога. Но поскольку он не позаботился о добродетели, но вожделевал благословений, принадлежащих добродетели, то по справедливости не имел успеха. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== ** Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен** Отвержен был словами отца своего: //"вот, я поставил его господином; что же я сделаю для тебя, сын мой?"// [[old:gen:27:37|(Быт. 27:37)]]. Некоторые же объясняют: был отвержен Богом. Итак, во-первых, отвержен был Богом. Ибо Бог был причиной того, что обманутый Исаак благословил Иакова. Что же касается отвержения, последовавшего за этим, когда он просил благословения, - то, нужно думать, оно было со стороны отца, или в одно время и от обоих; ибо ясно, что и отец отвергнул его по воле Божией. **Не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами** Итак, не отрицает ли Павел здесь покаяния? Ни в каком случае. Таким образом, в каком смысле говорит, что "покаяния места не обрете, аще и со слезами поискал его"? Во-первых, выражение "его" (αύτ"ν) понимай не так, что здесь нужно разуметь "покаяние", но благословение (εύλογίαν); "покаяния бо места не обрете", - это в скобках. Ибо разве дело покаяния - говорить: //"приближаются дни плача по отце моем; и я убью Иакова, брата моего"// [[old:gen:27:41|(Быт. 27:41)]]? Таким образом, потому "не обрете покаяния", что искал его не так, как должно было. Ибо если он и плакал, однако не слезами покаяния, но - зависти и вражды, так как он не выносил и не любил превосходства над ним, как и "печаль" Каина не была плодом покаяния, но - зависти, и он оказался убийцей. Таким образом, это имеет или такой смысл, как я сказал; или: что Павел весьма мудро устрашает еще не павших, выражая такую мысль, что при великих грехах нет места покаянию; делает это он с целью страхом предохранить их от падения. Когда же он увидел, что некоторые пали, то снова увещевает их - не отчаиваться, как и в Послании к Галатам: //"дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос"// [[new:gal:04:19|(Гал. 4:19)]]. Итак, Павел не отрицает здесь покаяния, но ограждает верующих от падения. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами** **Весте бо, яко и потом похотев наследовати благословение, отвержен бысть** Он не полѵчил его, как говорит книга Бытия [[old:gen:27:34|(Быт. 27:34)]], ибо предвосхитил его Иаков, будучи образом народа новаго. **Покаяния бо места не обрете** Не своего «**покаяния**», а отчаго: ибо Исаак, отец их, не раскаялся, хотя и понял, что Иаков хитростию присвоил себе благословение Исава, напротив еще крепче утвердил его за ним, сказав: «//и благослових его, и благословен (да) будет//» [[old:gen:27:33|(Быт. 27:33)]]. Златоуст же говорит, что сам Исав не хотел раскаяться в своих дурных чувствах, на долго оставался в них по нерадению и не удостоился прощения, потому что не право разсуждал и не так как следовало. **Аще и со слезами поискал его** Искал благословения, или покаяния. Подобно тому как скорбь Каина была вызвана не покаянием, а зависаю, как это после доказало убийство (Авеля): так и слезы этого (Исава), как после сего ясно обнаружилось это в его ненависти (к брату); потому что он сказал: «//да приближатся дние плача отца моего, да был убих Иакова, брата моего//» [[old:gen:27:41|(Быт. 27:41)]]. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами** "Что это значит? Неужели он отвергает покаяние? Нет. Но - как же говорит //покаяния места не обрете?// (metanoiaV gar topon auk euren). Если он осуждал себя, если сильно плакал, то почему не обрете места покаяния? Потому что это не было следствием раскаяния. Как печаль Каина не была следствием раскаяния, - что и доказал убийством, - так и здесь слова (Исава) не были следствием раскаяния, что после он также доказал убийством: и он намерением своим умертвил Иакова. //Да приближаются, говорил он, дние плача отца моего, да бых убил Иакова, брата моего// [[old:gen:27:41|(Быт ХХVII:41)]]. Потому слезы не могли сообщить ему покаяния. И не просто сказал: //покаяния//, но:// аще и со слезами поискал покаяния места не обрете.// Почему? Потому, что не раскаялся надлежащим образом" (Злат.). - //"Не обрете,// говорит, //покаяния//, или потому, что согрешил более, нежели сколько можно загладить покаянием, или потому, что не принес достойного покаяния; следовательно, есть грехи, превышающие покаяние. Посему не будем допускать падения неисцельного; пока мы только хромаем, то легко исправиться; а когда расстроимся совершенно, тогда что будет с нами? Он обращает это к тем, которые еще не пали, удерживает их страхом и говорит, что падший не может получить утешения. А падшим, чтобы они не предались отчаянию, внушает противное" (Злат.). [<10>]