[<10>] ====== Толкования на Евр. 12:23 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства** **И к церкви, которая на небесах**, где вы** написаны**: в ней находятся **первенцы**, то есть первые и главные, и духи праведников, то есть древних отцов ваших, **достигших совершенства**. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== ** к торжествующему собору** См. Толкование на [[new:evr:12:22#blzh_feofilakt_bolgarskij|Евр. 12:22]] **И церкви первенцев, написанных на небесах** Первородными называет верующих, посвященных Богу, освященных, имена которых в книге жизни, как и Господь говорил ученикам Своим: //"имена ваши написаны на небесах"// [[new:lk:10:20|(Лк. 10:20)]]. А так как Бог - Отец всех, то все люди - сыновья Его: первородные же из них - уверовавшие и достойные усыновления по преимуществу. Или сыновьями называются и все вообще верующие; первородными же называются те, которые угодили Богу и которые за слово и за жизнь удостоились быть посланниками Божиими. **И к Судии всех Богу** Здесь и устрашает их. Ибо Он - Судия всех, не иудеев только, но и всех верующих. Итак, бойтесь этого. Показывает вместе с этим и то преимущество их пред ветхозаветными, что те не вынесли и одних слов и не решились приблизиться даже к горе, - вы же приступили и к Самому Судии, то есть Христу.//" Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну"// [[new:in:05:22|(Ин. 5:22)]]. **И к духам праведников, достигших совершенства** То есть душам, оказавшимся славными и совершенными пред Богом, очевидно, в силу веры, как он ясно показал: и вы будете с ними соединены, если будете подражать им. ===== Евфимий Зигабен ===== **к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства** **Торжеству** Здесь они постоянно торжествуют, ликуют, радуются, веселятся: ибо сказано в писании, «//во гласе радования и исноведания, шума нразднующих//» [[old:ps:041:05|(Пс. 41:5)]], но не смущенных страхом, как те, которые были при Синае. **И церкви первородных** Там было собрание людей разнородных, a здесь первородных, т. е. сынов наилучщих, избранных. Таковы именно высшие и превосходнейшие из праведников. А так как и у тех были первородные, то Апостол и прибавил далее их отличие: **На небесех написанных** "//Радуйтеся же//, говорит,// яко имена ваша написана суть на небесех//» [[new:lk:10:20|(Лк. 10:20)]]: ибо те (ветхозаветные) первенцы внизу на земле, написывались. **И судии всех Богу** Те не могли приступить даже к горе; а вы приступили к Самому Богу, т. е. ко Христу, Судии не только иѵдеев, но и всех прочих людей, верных и неверных: «//Отец бо//, говорит, //не судит никому же, но суд весь даде Сынови//» [[new:in:05:22|(Ин. 5:22)]]. Ибо Слову (Сыну Божию) принадлежит власть как учить, так и судить. Это поселяло в них и страх. **И духом праведник** И к душам людей праведных, обитающих на небе вместе с Ангелами. Вы приступили к ним теперь мысленно, а по смерти будете с ними и самым делом. **Совершенных** Умерших, или же совершенных в добродетели. Здесь, очевидно, он или опять разумеет выше упомянутых первородных, усиливая этим похвалу им, или же тех, которые по порядку были после них. Можно пожалуй понимать и иначе: «первородные», это – души праведников, бывших до Божественнаго вочеловечения, а «духи праведник», это – души праведников по вочеловечении. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства** См. Толкование на [[new:evr:12:22#lopuxin_ap|Евр. 12:22]] [<10>]