[<10>] ====== Толкования на Евр. 12:25 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес** **Смотрите**, не соблазняйтесь еретическими сектами **и не отрекитесь** от Сего **Говорящаго. Ибо если те не могли избежать Того, Кто на земле** давал закон, но отказались и просили, чтобы Он говорил чрез Моисея: **то много более мы** будем повинны осуждению, если **отвратимся от **Говорящего** с небес**. Разумеет или глас с неба, бывший на реке Иордане: //сей Сын возлюбленный// ([[new:mf:03:17|Мф. 3:17]] и парал.), – или же Того, Кто говорил с ним (Апостолом) на пути в Дамаск ([[new:act:09:04|Деян. 9:4]] сл.). ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== ** Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего** Не отвратитесь чрез неверие обетованиям Его и отчаяние. Кто же говорящий, как не Христос? Ибо если Кровь Его говорит, то тем более Он Сам. **Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания** Чего не избежали? Наказания, погибели. Глаголавшим же на земле называет Моисея, или и Бога, сошедшего с неба, однако говорившего на земле чрез Моисея. Ибо на горе Синае Он глаголал, то есть беседовал, рассуждал и все установил. **то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес** То есть Христа, пророчествующего с небес, то есть после вознесения Своего, даровавшего нам закон чрез Духа. Не то сказал, будто один закон был тогда, а ныне другой, но образ законоположения имеет различие. Ибо тогда, говоря на земле, дал закон; теперь же, как сказано, по вознесении. Посему он был бы еще более страшным. Но не иной был тогда, и не иной ныне. Слушай далее его самого. ===== Евфимий Зигабен ===== **Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес** **Блюдите же, да не отречетеся глаголющаго** "**Да не отречетеся**" от Христа, предлагающего вам свое учение чрез Евангелие и побуждающаго вас к сохранению заповедей Его, к вере в обеицаемыя награды и к терпению. «**Да не отречетеся**» же чрез неверие, или отчалние, которыя порождает малодушие и праздность. **Аще бо не избежаша они отрекшиися пророчествующаго на земли, множае паче мы отрицающиися небеснаго** Ибо если тогдашние евреи «отрекшиися» законополагающаго на горе Синае Бога (а гора та была на земле): «//да не глаголет с нами Бог//» [[old:ish:20:18|(Исх. 20:18)]], как уже сказано выше, не избежали гибели (ибо почти все они погибли в пустыне); то тем более не избежим этого мы – «**отрицающиися**» с неба глаголющаго Христа; отрицается же Его неверящий Его обетованиям и отчаявающийся. Ведь не иной был тогдашний законоположнив и не ипой ныне глаголющий, но Он один и тот же, но только иначе тогда, и иначе теперь: тогда Он говори и на земле, а теперь говорит с неба, сидя одесную Отца. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 25-26 **Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо** Если те не избегли наказания, не послушавшись заповедавшего на земле, то как можем мы не слушаться заповедующего с неба?.. Хотя и там и здесь Один и тот же, но особенно страшен изрекающий с небес. Апостол говорит о различии не лиц, а даров (Злат.). [<10>]