[<10>] ====== Толкования на Евр. 13:5 ====== ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя** Не люби богатства и не старайся умножать его, не довольствуясь тем, что имеешь. Смотри, разбогатевши, ты вместо Бога будешь надеяться на богатство: оно сильно ослепляет глаза человеку, надмевает и всесторонне портит его. Старайся быть довольным немногим, имея в виду благопопечительность о тебе Отца Небесного, Который не оставит тебя. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Имейте нрав несребролюбивый** Не сказал: ничего не приобретайте, но, если и имеете, не будьте рабами, а свободно относитесь к тому, что имеете, так, чтобы не печалиться, если вы когда-либо лишитесь чего из имущества, как и выше сказал: расхищение имения вашего приняли с радостью [[new:evr:10:34|(Евр. 10:34)]]. И вообще, так как многие после потери имущества стараются снова приобретать его, то в виду необходимости оказывать помощь другим говорит: имейте нрав несребролюбивый. Почему и продолжает. **Довольствуясь тем, что есть** Показывает, как можно бы быть не сребролюбивыми, а именно: если мы довольствуемся тем, что у нас есть, если мы не стремимся к приобретению чего-нибудь сверх потребного и необходимого. Ибо кто стремится к приобретению более, чем нужно, - тот, очевидно, сребролюбив. **Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя** [[old:nav:01:05|(Нав. 1:5]]; [[old:gen:28:15|Быт. 28:15)]]. Так как, вероятно, некоторые говорили: что же, если у нас нет и необходимого? - отвечает, что этого никогда не может быть, ибо Бог устами Исаии говорит: //не оставлю тебя// [[old:is:43:02|(Ис. 43:2)]] и, конечно, не лжет. Но так как, вероятно, те же самые из иудеев говорили: чем настоящим мы довольствоваться будем? Мы разграблены и у нас ничего не осталось, - говорит: можно довольствоваться и тем, что осталось, хотя бы этого было и мало. Ибо Бог сказал: не оставлю тебя, то есть Я не допущу тебя до этого. Если, быть может, апостол и понимал это относительно потребного, то ты понимай так, что это сказано и относительно всякого дела. ===== Евфимий Зигабен ===== **Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя** **Не сребролюбцы нравом** Т. е. да будет нрав не сребролюбивый. Нравом называет душевное желание: ибо можно быть сребролюбивым, и не имея у себя сребра, а только по одному желанию и стремлению к нему. А так как были (среди них) пострадавшие от расхищения имущества, которые довольствовались кое чем немногим, то он прибавил: **Доволни сущими** тем, что осталось. A далее прилагает и утешение в следующих словах: **Той бо рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити** [[old:vtor:31:06|(Втор. 31:6)]] «Той, это – сам Бог, хотя и изрек сие чрез другаго, ибо в первой книге Паралипоменон написано: я Господь Бог (мой) с тобою, не отступит от тебе, ниже оставит тя [[old:1par:28:20|(1 Пар. 28:20)]]. Слова богоносных мужей мы принимаем за подлинныя слова самого Бога. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?** //"Имейте нрав не сребролюбивый..."//, т.е. пусть ум ваш будет свободен, пусть мысли ваши будут выражать любомудрие; а это обнаружится, если мы не станем искать лишнего, если будем довольны только необходимым... Присовокупляет и утешение, чтобы не отчаивались (Злат.), напоминая слова Божии в [[old:gen:28:15|Быт XXVIII:15]]; [[old:nav:01:05|Нав. 1:5]] и слова Псалмопевца - [[old:ps:117:06|Пс CXVII:6]]. [<10>]