[<10>] ====== Толкования на Евр. 13:7 ====== ===== Свт. Филарет Московский ===== **Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их** **Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие.** В этих словах есть нечто печальное. Поминают то, чего уже нет. Итак, когда Апостол завещает поминать наставников Богоглаголивых, то этим самым говорит, что их нет уже, и едва ли не предсказывает, что подобных им не будет. Ибо как тем, что имеем и видим, легче пользоваться, нежели тем, чего не видим и что уже миновало, то не очень нужно было бы заботиться о воспоминании прежних наставников, если бы подобные им непрерывно процветали в Церкви. Но Апостол заботится о воспоминании наставников прежде бывших - видно, не надеется, чтобы в их преемниках наставляемые вполне обрели те же дух и силу, те же подвиги и добродетели, то же слово и тот же пример. Что это предусмотрение верно, к сожалению, свидетельствуют опыты многих веков. Не случается ли слышать и ныне сетования, где ныне Святые? Где прозорливцы или чудотворцы? Где наставники, которые бы говорили слово Божие с такою силою, руководствовали к спасению с такою верностию, как Петр или Павел или хотя как некоторые из Духоносцев, бывших после Апостолов? На печальный подлинно вид навело нас Апостольское завещание поминать наставников наших. Но смотрите, как оно же может подать нам и утешение. Сетуют, что нет ныне Святых. Мимоходом замечу, что не должно преувеличивать сего мнения. Многие или немногие, только должны быть и ныне Святые, и не может быть, чтобы их совсем не было, ибо без Святых мир не был бы достоин хранения Божия и не мог бы стоять: //Семя свято стояние его// [[old:is:06:13|(Ис. 6:13)]]. Мы можем говорить, что нет ныне в мире Святых, подобно как отец Алексия человека Божия сказал бы, что у него в доме нет сына и нет Святаго, тогда как сын его жил у него в доме и был муж Святый, но закрыт был и от отца и от других образом нищего. Справедливо можно скорбеть, что Богопросвещенные наставники и Святые ныне слишком редки, что их не видно, что в людях духовных примечается незрелость духа. Что ж? Как утешиться нам в сей скорби? Как восполнить примечаемый недостаток? Возьмите в прошедшем то, чего не находите в настоящем, - **поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие** прежде. Правда, поминать наставников скончавшихся не то, что пользоваться живущими, но слишком ли велика эта разница и не стоит ли одно другого? Наставление от наставника, живущего близко и удобоприемлемо, когда его видим и слышим, слово и пример его в этом случае для нас так же живы, как и он сам, - преимущество немаловажное! Но живя в теле, подобно нам, кто бы он ни был, он еще подвержен искушениям и не избавлен от возможности споткнуться и, может быть еще, в своем падении увлечь с собою наставляемых. Напротив того, наставник скончавшийся, которого житие и скончание жительства ознаменованы присутствием в нем благодати Божией, которого чистое учение оправдано святою жизнию и святость жизни подтверждена святою и блаженною кончиною, есть руководитель к спасению решительно достоверный и непоползновенный, есть притом помощник тем более сильный и неизмогающий, что, отложив тленность и немощь земной жизни, живет в беспрепятственном причастии света и силы Божией - преимущество высокое и несравненное! Что касается до близости и удобоприемлемости наставления и помощи духовной, близость в духе не измеряется областями жизни и расстояниями места и времени, но мыслию, желанием и любовию, созерцанием, молитвою и верою. Вера может сблизить вас с наставником благоговейно воспоминаемым почти так же, как с присутствующим, ибо и с сим душеполезно сближает она же, а не просто видение лица и слышание слова. Вера посредством Писания или Предания оживит пред вами учение и пример отшедшего к Богу наставника, а посредством молитвы приобретет вам его действенную за вас молитву к Богу и действительную помощь. Сим образом поминайте наставники ваша, и без сомнения вы будете удовлетворены в потребностях духа вашего так, что не будет нужды сетовать на несовершенство или скудость наставления современного. **//Слово в день обретения мощей Святителя Алексия (1837 г.).//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их** **Вспоминайте**, говорит,** предстоятелей ваших**, то есть сотоварищей его (Ап. Павла) Апостолов, **кои** посеяли в вас **слово Божие. Взирая** на жизнь и **на исход** (кончину)** жительства их, подражайте вере** (их в) Иисуса Христа. ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их** Память о наших наставниках веры должна быть для нас священным делом. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие** В этом убеждает и фессалоникийцев, чтобы оказывать им наибольшую честь [[new:1sol:05:13|(1 Фес. 5:13)]]. И как те наставники делали их участниками слова Божия, так и они по возможности должны оказывать им помощь в материальных нуждах. Относительно этого он намекает им словом: поминайте. Или побуждает их к подражанию им. **И, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их** То есть, точнее, - наблюдайте. И как ученики живописца смотрят на оригинал, так и вы, всегда взирая на кончину, то есть на конец их жизни, на их образ жизни, который имел добрый конец, подражайте вере их. Ибо от веры - чистая жизнь. И если бы не верили в будущее, но сомневались, то не оказались бы безукоризненными в поведении. Снова врачует малодушие их; или говорит о вере в догматы. Итак, продолжает. ===== Евфимий Зигабен ===== **Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их** **Поминайте наставники ваша** Храните в памяти своей наставников ваших, т. е. Апостолов. **Иже глаголаша вам слово Божие** Разумеется проповедь. **Ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их** Тщательным изучением и изследованием окончачния их жизни, т. е. как они окончили свое пребывание в настоящей жизни, подражайте их вере в будущее столь же твердою верою, какую имели они, ибо они не совершили бы такого правильнаго, чистаго и многотруднаго поприща жизни, если бы не были уверены в тамошнем воздании за пережитое ими здесь. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их** Какая здесь последовательность мыслей? Весьма хорошая; взирая, говорит, на их жительство, т.е. на жизнь, подражайте вере их, потому что вера - от чистой жизни (Злат.). Что значит - взирая? Постоянно обращаясь к тому, рассуждая в самих себе, размышляя, тщательно исследуя и испытывая, как угодно. Хорошо сказал он: //на кончину их жизни//, т.е. жизнь до конца, потому что жизнь их имела добрый конец (Злат.). **//Толковая Библия.//** [<10>]