[<10>] ====== Толкования на Евр. 13:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же** сказуется и о человеке, разумеемом в Спасителе, – который то бывает младенцем, то преуспевает возрастом и благодатью, как говорит евангелист Лука: //«яко лет тридесять начиная»// [[new:lk:03:23|(Лук. 3:23)]]. Преуспеяние же и возрастание допускает тело, и оно есть тварь и создание. Посему утверждающие, что сущее от Отца Слово есть тварь, будучи обличены святыми, или да прекратят злочестивые хулы, или да будут от всех провозглашены Христоборцами; потому что в том самом, в чем побеждены, опираются на слова Сказавшего в притчах: //«Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя»// [[old:pr:08:22|(Притч. 8:22)]]. Они и в этом претыкаются. Ибо Соломон, пророчествуя о том Господнем от Марии человеке, который имел быть создан в благодеяние всему миру, от лица Его сказал сие: //«Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя»//. **//Слово пространнейшее о вере.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же** Когда был болен Святейший Патриарх Тихон, некоторые говорили: вот умрет ваш Патриарх, и вся ваша Церковь рассыплется, он вас объединяет и без него вы распылитесь. Умер Святейший Патриарх Тихон. Первоиерархом Церкви Российской стал патриарший Местоблюститель митрополит Петр Крутицкий. И что же? Церковь Поместная наша не только не распалась, а еще более укрепилась. Митрополита Петра заключали в тюрьму. Его место занял в качестве заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий Нижегородский. Была тогда, кроме внешней (неверие), тяжелая скорбь внутренняя: обновленческий раскол и другие. Это – раскол ВВЦС, во главе с Григорием, бывшим Екатеринбургским, а также ложное выступление митрополита Агафангела. Господь помог мудрому святителю митрополиту Сергию разбить в корне эти происки против Церкви Божией. И вот митрополит Сергий – в узах. Его место занимает смиренный инок, даже без академического образования, архиепископ Серафим Угличский (Самойлович). Скромный, верный и мудрый святитель и этот. И сердце покойно за Церковь Божию: Господь выдвигает в нужное время слуг Своих: что Господь судит впереди – на то Его святая воля. Одно знаем, что Сам Христос Бог – Глава Церкви, ратует за Свою Церковь. Не люди, даже самые верные и мудрые, спасают Церковь Христову, а Сам Спаситель. Как в дни апостолов, в период первых гонений на Церковь Божию, так и ныне и до скончания века Христос Бог сохраняет Церковь Свою. В этом главнейшая наша радость и непоколебимая надежда при всех, самых хитрых нападках на Церковь Божию. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же** Если **вчера и сегодня** будете пребывать в Нем, то **и во веки** веков пребудете в нем. ===== Прп. Максим Исповедник ===== Слово Божие, однажды рожденное по плоти, вследствие человеколюбия [Своего] желает всегда рождаться по духу в хотящих [этого]. И становясь утробным плодом, Оно формирует Себя в них посредством добродетелей, обнаруживаясь настолько, насколько может вместить принимающий [Его]; Оно не умаляет завистью проявление Собственного Величия, но, видя силу жаждущих [Его], отмеряет им надлежащей мерой. Таким образом, Слово Божие и всегда обнаруживается в способах [осуществления добродетелей] у [людей], сопричаствующих [Ему], и остается всегда незримым для всех по преизбытку таинства [Своего]. Поэтому божественный Апостол, мудро созерцающий силу [этого] таинства, говорит: **Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же**. И ум постигает и зрит вечную новизну этого таинства, никогда не стареющего. //**Различные богословские и домостроительные главы.**// ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же** Святой апостол Павел в Послании к Евреям говорит: **Христос вчера и днесь Тойже, и во веки**. Что означают сии апостольские слова? Не то ли, что Христос Господь, как Бог, всегда одинаков, у Него же, по сказанному, //несть пременение или преложения осенение//. Мы же, христиане, скоропреложны и изменчивы: вчера были хороши, а днесь уже не всегда бываем таковыми. Вчера смирялись, сегодня начинаем оправдываться. Вчера мудрствовали о воздержании, а на следующий день нередко опять заботимся о наслаждении, часто даже негодуем, что пища и питие нехорошо приготовлены. Вчера довольствовались простой и скромной одеждой, ныне опять помышляем об одеянии лучшем. Вчера прилежали о молчании, сегодня паки начинаем разглагольствовать. Вчера любомудрствовали о самоукорении, сегодня опять уклоняемся в пересуды и осуждения, и тому подобное. Так только **вчера и днесь**. Кто же из христиан может поручиться, что он во весь век свой будет постоянен и неизменчив в добродетели. По сей причине апостол //мнящихся стояти// твердо в добре увещавает к смиренному и внимательному хранению себя, глаголя: //Темже мняйся стояти да блюдется, да не падет// [[new:1kor:10:12|(1 Кор. 10:12)]]. А унывающих и дремлющих в жизни своей возбуждает к бодрствованию, глаголя: //востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос// [[new:ef:05:14|(Еф. 5:14)]]. Кроме сказанного, слова апостольские: **Христос вчера и днесь Тойже, и во веки**, имеют и следующее значение: время течет, годы один за другим проходят, жизнь некоторых сокращается, а у иных совсем прекращается. Праздники же Господни, по совершении обычного своего круга, тем же порядком возвращаются, и будут возвращаться до скончания века, напоминая христианам о великом таинстве воплощения Сына Божия и избавлении нашем от плена диавольского крестной смертью и воскресением Христовым. Напоминается же нам о сем во всех праздниках Господних потому, что мы унылы и забывчивы, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными Богу за Его великие к нам благодеяния, временные и вечные. Благодарение же приемлющего, по слову преподобного Исаака Сирина, поощряет Дающего, еже даяти дарования болши первых. Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную. **//Письма.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же** Спаситель наш и ныне все Тот же, Каким Он был на земле, – Тот же кроткий и смиренный сердцем, Такой же благосердый и любящий. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же** Ибо, казалось, некоторые искажали веру и говорили, что другой придет, которого евреи и доныне ожидают. Итак, говорит, что Христос Тот же вчера, то есть во все прошедшее время, и сегодня, то есть в настоящее, и во веки, то есть в будущие и бесконечные времена, и другой не придет. Итак, не заблуждайтесь. Или: как Он не оставил наставников ваших, но во всем помогал им, так и вам окажет помощь. Ибо Он - один и Тот же. ===== Евфимий Зигабен ===== **Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же** Словом «**вчера**» он указал века прошедшие, а словом «**днесь**» век настоящий, словом же «**во веки**» время будущее, как бы говоря, что Он по божеству Своему был, есть и будет. Или же: так как некоторые говорили, что грядущий Христос будет иной, а не тот, который был распять, Апостол и говорить, что Иисус Христос, вчера умерший и днесь живущий, т. е. умерший в прошедшее время, a живущий ныне, тот же самый паки приидет и пребудет во веки. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же** Здесь словом вчера апостол означает все прошедшее время; словом //днесь// - настоящее; словом //во веки// - будущее, не имеющее конца. А смысл слов его следующий: вы слышали первосвященника, но первосвященника не временного. Он всегда тот же. Может быть, тогда некоторые говорили, что Распятый не есть ожидаемый Христос, но придет другой; потому и говорит: //вчера и днесь, тойже и во веки//, выражая, что придет опять пришедший Христос, что Он один и тот же, и прежде был, и есть, и будет во веки (Злат.). **//Толковая Библия.//** [<10>]