[<10>] ====== Толкования на Евр. 13:9 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими** **Учениями различными** и сектами чуждого голоса, то есть учениями священников и их десятинами, **не увлекайтесь: ибо хорошо благодатию укреплять сердце наше**, то есть утверждаться на новом Евангелии, а не на различении священнических **яств**, кои не принесли никакой пользы проводившим такую жизнь, то есть соблюдавшие эти установления о пище не получали чрез них очищения и жизни. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== ** Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь** Различными, то одними, то другими, и от одних и от других, но чуждые правому догмату. Ибо учение может быть различным, однако не чуждым, а потому и нефальшивым. Когда же учения различны, то есть от одного - одно, а от другого - иное, тогда и чужды, то есть чужды истины, тогда и необходимо беречься. Ибо истина проста и имеет цель одну. Обрати внимание на выражение не увлекайтесь, - говорит как бы о тех легкомысленных, кои и здесь и там легко увлекаются. **Ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими** Вот - странные учения. Намекает на вводящих иудейскую привязанность к брашнам. Итак, говорит, что благодатью, то есть верой, нам необходимо утверждаться и вполне убеждаться, что нет ничего нечистого, но верующему все чисто. Итак, потребна вера, а не наблюдение за яствами. Ибо занимающиеся яствами, то есть те, кои всегда следовали строгому соблюдению правил о еде, не приносили никакой пользы для души, так как они чужды веры и рабски служат бесполезному закону. И вообще, говорит, какую пользу они получали от наблюдения за яствами, когда так были осквернены, что не могли участвовать в жертвоприношениях. ===== Евфимий Зигабен ===== **Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими** **В научения странна и различна не прилагайтеся** (Не вдавайтесь в научения) не только «чуждыя» хорошо известной вам истинной проповеди, но и между собою несогласныя и взаимно противоборствующая. Этим он намеисаеть научения, вводящия (в жизнь христиан) иудейское наблюдение касательно снедей. **Добро бо благодатию утверждати сердца, не брашны** Хорошо укреплять сердце, для достижения полной уверенности относительно своего спасения, в благодатном даре веры, чтобы иметь этот дар и веровать без всяких сомнений, а не в строгом наблюдении снедей: ибо для спасения нужна вера, а не тщательное наблюдение касательно снедей. **От нихже не прияша пользы ходившии в них** Ходившие в них, в различии этих снедей полагавшие весь порядок жизни. Зорко следившие за соблюдением их «**не прияша пользы**», как относительно очищения души от грехов, так и достижения нравственнаго совершенства. Ибо «//брашно//, говорит,// не поставляет пас пред Богом//» [[new:1kor:08:08|(1 Кор. 8:8)]]. Все чисто по вере, и одна есть скверна, это – грех. Или: «**не прияша пользы**» – по отсутствию в них веры: ибо речь здесь о неверующих. А так как Апостол своим пренебрежением наблюдения (за снедями) мог подать повод думать, что у нас (христиан) нет никаких подобных наблюдений, то он далее говорит, что и мы в снеди имеем соблюдете, только гораздо высшее иудейскаго. Говорит он о таинственной жертве Тела Господня. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими** //"Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь"// Желает, чтобы они не увлекались не только чуждыми, но и различными учениями; он знал, что от тех и других происходит гибель для увлекающихся (Злат.). - //"Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами..."// Здесь он намекает на тех, которые, исходя из своих странных учений, наблюдали суеверное различие яств. Для веры все чисто; нужна вера, а не яства (Злат.). [<10>]