[<10>] ====== Толкования на Евр. 13:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно** Послушайте Павла, говорящего: **Повинуйтесь наставникам вашим, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет в день судный о вас, братья.** Более того, ты о своем пути тревожься. Если соблюдаешь жизнь свою достойно, об ином не заботишься. Иерей же, если устроит жизнь свою правильно, а тобой легкомысленно и не верно руководит, то со злыми осудится. Если же в законе не будет истинен, то не слушай его, хотя бы он и ангелом был. Если иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори: почему же он меня учит, а сам того не исполняет? – На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится. А если ты не будешь слушать его, также осудишься, ибо так говорит Господь: //слушаяй вас, Мене слушает; а отметаяйся вас, Мене отметается; и иже вас хулит, Мене хулит.// Не дело, братья, овцам хулить пастыря; он за вас и за братий ваших каждый день службу приносит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога молит о вас. Обо всем этом размыслите и почтите его, как отца. Скажешь: «он грешен и зол». Да тебе что за дело? Если и добрый за тебя будет молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. Благодать от Бога подается. Иерей только уста отверзает, а творит всё Бог. **//О неосуждении священников. Как подобает чтить иерея.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно** **Повинуйтесь наставникам вашим и подчиняйтесь им**, то есть отложите подзаконные дела и совершайте дела Христовы. **Ибо они отчет** и ответ **должны будут отдать Богу**, если соблазнят вас. Повинуйтесь же им, чтобы они отдавали этот ответ **с радостию**, а не с удрученным духом и **воздыхая**. ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно** Долг благодарности к наставникам нашим уже обязывает нас повиноваться им от души, предаваться в их волю. В самом деле, духовные наставники заслуживают полного себе доверия и повиновения от нас: они заботятся о вечном нашем спасении и отдадут за нас ответ Богу. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Повинуйтесь наставникам вашим** Речь идет о епископах. Прежде похвалив их и назвав верными и достойными подражания со стороны взирающих на них, потом продолжает: **повинуйтесь**. Что же? Не необходимо ли повиноваться всякому начальнику, хотя бы он был и злым? В каком ты смысле говоришь: злой? Если относительно веры, то беги от него, хотя бы он был ангелом с небес. Если же он — злой по жизни, то повинуйся ему. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте [[new:mf:23:03|(Мф. 23:3)]]. Относительно же испорченных по вере говорит: учениями различными и чуждыми не увлекайтесь. Итак, почему же? Потому что дурно поступающий, быть может, другим не посоветует жить дурно, ибо и сам он стыдится дурных дел, ясно это и из того, что он всячески старается скрывать свои дела; злой же по вере внушит свой образ мыслей и народу. **и будьте покорны** Выражением **будьте покорны** он указывает на такое сильное повиновение, чтобы, если потребуется, они послужили им делом. **ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет** Да слышат наставники, что как народ должен повиноваться, так и священник должен неусыпно заботиться о народе, так как ему предстоит дать отчет за грехи их. **чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно** Если ты покоряешься, говорит, и угождаешь наставнику своему, то ты облегчаешь для него бремя заботы о тебе, так как он радуется твоему повиновению. Если же поступаешь бесстыдно, то хотя он и в таком случае будет заботиться о душе твоей, но если только ты не загладишь своего неповиновения, он будет воздыхать за тебя пред Богом, что для тебя бесполезно. Смотри же, наставнику он не позволяет ничем иным защититься, как только воздыханием. И хотя это незаметно вселяет в него (наставника, - прим. ред.) дух кротости, но против того, неисправимого, возмущающего грозного мстителя Бога (т.е. против того грешника, который возмущает гнев Бога, - прим. ред.), Он (т.е. Бог, — прим. ред.) возжигает страшный огонь наказания. Посему ты, неповинующийся наставнику, не должен презирать его за то, что он воздыхает, но более должен бояться того, что он предает тебя Богу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно** **Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся** Под наставниками он разумеет здесь Епископов, учителей, вообще духовных начальников; неповиновение им и противление служить причиною беспорядка, волнения и разлада во всей Церкви подобно тому, как, напр., в войске, в хоре и во всяком учреждении. Но быть может кто-нибудь скажет: ну, а если наставник не хорош? Если дело будет касаться веры, нужно по возможности уклоняться от такого и избегать, а если поведения в жизни, то сам не делай ничего подобная». Раз человиик облечен в начальственное достоинство, ему должно повиноваться, если он не заставляет делать ничего недостойнаго. Ибо сам Господь сказал о таких: » Вся убо, елико аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите" [[new:mf:23:03|(Мф. 23:3)]]. **Тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще** Если они бдят о вас, как имеющие дать ответ за беспечность пред Тем, Кто вручил им вас; то они со тщанием выполняют свое дело. Пусть же слышать об этом и начальствующие, что как подчиненные должны быть послушны, так равно и начальствующие должны быть бодры и бдительны. **Да с радостию сие творят** т. е. бодрствование и заботливость о пользе дли вас, о спасении вашем. **А не воздыхающе** Пренебрегаемые вами, они теряют бодрость и только сетуют при виде гибели вашей вследствие непослушания; ибо это свойственно добрым и чадолюбивым пастырям, точно так же, как и человеколюбивым врачам сочувственно скорбеть в виду непослушания болящаго. **Несть бо полезно вам сие** Не полезно вам это сетование на вас наставников ваших; потому что это стенание их некоторым образом зовет на суд Самого Владыку и побуждает Его к гневному наказанию. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно** Безначалие есть зло и причина смятения; но не меньшее зло — и неповинение подчиненных, так как и от него происходит то же самое. Впрочем, повиновение наставникам обязывает на многое и самих наставников. Пусть выслушают, говорит Златоуст, не только подчиненные, но и начальники, что как подчиненные должны быть послушными, так и начальники должны быть бодрствующими и неусыпными. А ты что говоришь? Начальник бодрствует, навлекает опасности на свою голову, подлежит наказаниям за твои грехи, испытывает такой страх из-за тебя, а ты — ленишься, противишься, тщеславишься и не хочешь повиноваться! Потому апостол и присовокупляет: **чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно**. Видишь, что начальник, если пренебрегают им, не должен мстить, но слезы и воздыхания его служат лучшим мщением? И справедливо... Воздыхание начальника хуже всякого мщения. Когда воздыхающий сам не может ничего сделать, тогда он призывает Владыку; как при учителе и воспитателе, когда дитя не слушается его, призывается другой, более строгий — так точно и здесь (Злат.). **//Толковая Библия.//** [<10>]