[<10>] ====== Толкования на Евр. 13:20 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 20-21 **Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь** **Бог же мира, воздвигший (из мертвых) Пастыря Великаго овец кровию завета**, относящегося не к тому, что прешло, но к тому, что пребывает во веки веков, а это есть **Иисус Христос Господь наш, - да усовершит вас**, освободив от закона нашего, **во всех делах добрых, дабы вы творили** во всем** Его волю**, а не бессильные уставы закона. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Бог же мира** Прежде всего попросив у них молитв и почтив их этим, потом уже и сам молится за них. Так как, говорит, Бог есть Бог мира, то вы не должны возмущаться против меня, и притом по одному только слуху. **воздвигший из мертвых Пастыря овец великого** Внедряет им учение о воскрешении, пользуясь пророчеством Исаии [[old:is:10:start|(Ис. гл. 10)]]. А так как есть и другие пастыри, – малые, то сказал: великого. Ибо пророки – это многие учителя, но Христос – наставник один для всех. **Кровию завета вечного, Господа, нашего Иисуса (Христа)** То есть воздвиг Его из мертвых после Его смерти и после излияния Его Крови, так что Он дал нам завет, не подлежащий, как завет закона, отмене, но вечный. Ибо и так: воздвиг Его из мертвых с Кровию вечного завета. Ибо по воскресении Он даровал нам Кровь Свою в завете. Ибо если бы Он не воскрес, то Кровь Его не служила бы нам заветом. ===== Евфимий Зигабен ===== **Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа)** **Бог же мира** Отец, создатель, дарователь и законоположник мира, враждующее умиротворяющий и разстоящееся соединяющий. **Возведый из мертвых Пастыря овцам великаго** К молитве он (Апостол), присоединяет и слово восвресении. Воскресивший, говорит, Христа, по отношению к умерщвленной плоти Его, великаго Пастыря словесных овец: ибо, Сам Он говорит: «//Аз есмь Пастырь добрый//» [[new:in:10:11|(Ин. 10:11)]]. «**Великаго**» – по причине соединеннаго с Ним (с Его человечеством) – божества; или: «**великаго**» Пастыря всех и иудеев, и эллинов, и вообще повсюду находящихся верных. И этим Апостол имел в виду поселить в них единомыслие и взаимное дружеское расположение **Кровию завета вечнаго** "**Пастыря**", у котораго есть кровь, и который может – быть заклан, ибо говорит Он Сам: «**Пастырь добрый душу Свою полагает за овцы**» [[new:in:10:11|(Ин. 10:11)]]. «**Кровию**» же, как внешним знаком, утвердившим завет Его; это по смыслу то же самое, что – смерть завещавшаго утверждает завет его: ибо завет, говорит Апостол, в мертвых известен есть, как об этом уже сказано в первой половине настоящаго Послания, где и о крови изложено очень подробно [[new:evr:09:17|(Евр. 9:17)]]. Завет этот он назвал вечным потому, что он неимеет преемства, тогда как ветхий завет, как временный, имел своим преемником завет новый. //**Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа)** //"Бог же мира"// – говорит так потому, что между ними были несогласия (Злат.). – //"Воздвигший из мертвых Пастыря..."// Учение о воскресении Иисуса Христа должно было показать евреям, что христиане веруют не только в пострадавшего Христа, униженного, служащего предметом соблазна [[new:1kor:01:23|(1 Кор. 1, 23)]], но и восставшего из мертвых живым навеки, и потому великого и могущего помогать верующим в Него [[new:rim:10:09|(Рим Х:9]]; [[new:evr:04:14|Евр 4:14]]; [[new:evr:10:21|X:21)]]. – //"Кровию завета вечного..."// – относится как к выяснению величия Пастыря, искупившего овец Своих этою Кровию, так и к усовершенствованию во всяком добром деле и Богоугождении, для чего Кровь Христова дает наиболее могущественные силы и средства. [<10>]