[<10>] ====== Толкования на Фил. 1:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-5 **Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне** **"Благодарю Бога моего при всяком"**, – говорит, – **"воспоминании о вас"**. В другом послании говорил: //"Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая"// [[new:evr:13:17|(Евр. 13:17)]]. Если же неисправность учеников производит (в учителе) воздыхание, то успех их – радость. Потому слова (апостола) имеют такой смысл: когда только вспоминаю о вас, (всегда) хвалю Бога. А это делает потому, что знал в них многие добродетели. И хвалю, говорит, и молюсь, потому что вы успели в добродетели; я не перестаю молиться, но постоянно молюсь о вас. **"Благодарю"**, – говорит, – **"Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою"** [[new:fil:01:04|(Фил. 1:4)]]. Всегда, а не только тогда, когда молюсь. Хорошо прибавил: **"с радостью"**, потому что можно делать это и с печалью, как он в другом месте говорит: //"От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам. Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, – чтобы не сказать много, – и всех вас"// [[new:2kor:02:04|(2 Кор. 2:4, 5)]]. Здесь (апостол) говорит в похвалу их (Филиппийцев) много, даже весьма много, сколько иной сказал бы об апостолах и евангелистах. Вы, говорит, не об одном вверенном вам городе имеете попечение, но все делаете, чтобы разделять со мною мои труды, везде присутствуете и содействуете и соучаствуете в моей проповеди. И в течение не одного, или двух, или трех лет, но всегда с того времени, как вы приняли веру, даже доныне сохраняете ревность апостольскую. Посмотри, как римляне оставили его; послушай, что он говорит: //"Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген"// [[new:2tim:01:15|(2 Тим. 1:15)]]? И еще: //"Димас оставил меня"// [[new:2tim:04:10|(Тим. 4:10)]]. И опять: //"При первом моем ответе никого не было со мною"// [[new:2tim:04:16|(Тим. 4:16)]]. А они (Филиппийцы) и в отдалении от него участвовали в его скорбях, посылали к нему мужей, служили ему по силам, и вообще ни в чем не оставляли его. И делаете вы это, говорит, не только ныне, но и всегда, всяким способом помогая мне. Помогать же (апостолу) значит участвовать в благовествовании. Когда он проповедует, а ты служишь проповедующему, то участвуешь и в его венцах. И во внешних состязаниях венец принадлежит не одному борцу, но и его наставнику, и прислуживающему, и всем вообще заботящимся о борце, потому что те, которые укрепляют его и ободряют, по справедливости могут быть участниками и в победе. И в сражениях не один отличившийся, но и все служащие ему по праву могут присваивать себе трофеи и разделять славу, насколько своими услугами участвовали в его подвиге. Оказывать услуги святым – дело не маловажное, а великое: это делает нас общниками уготованных им наград. Например, иной оставил для Бога великие стяжания, всегда полагается на Бога, много подвизается в добродетели, наблюдая великую строгость во всем, даже в словах и мыслях; а ты и без такой строгости можешь участвовать в наградах, уготованных ему за таковые подвиги. Каким образом? Если послужишь ему и словом и делом; если утешишь его доставлением нужного для него, и услугой всякого рода. Ведь этим ты трудный путь сделаешь для него легче. Видишь ли, как они сделались участниками? **"От первого дня"**, – говорит, – **"даже доныне"**. Поэтому я **"с радостью"**, – говорит, – **"за ваше участие"**, и радуюсь не о прошедшем только, но и о будущем, потому что по прошедшему я заключаю и о будущем. //**Гомилии на Послание к Филиппийцам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Благодарю Бога моего о всей памяти вашей** Начиная свое Послание, воздает Апостол должную цену тому добру, какое оказывали ему филиппийцы. Но не к ним прямо относит это, а к Богу, источнику всякого добра и первому учредителю и блюстителю благовестил, — с первых слов научая и их добро свое не себе приписывать, а Богу, без Коего не спеется ничто истинно доброе. **Благодарю**, говорит, **Бога моего**. Бог — всех есть Бог; Апостол же себе присвояет Его по причине ближайшего и искреннейшего общения с Ним и того, не отходящего от внимания и чувства, удостоверения, что Бог особенно хранит его и блюдет, покрывает и руководит. Сознание Бога своим Богом принадлежит усовершившимся в духовной жизни. **О всей памяти вашей**. Слова сии стоят в одинаковом грамматическом сочетании с нижеследующими: //о общении вашем//, — как по-славянски, так и по-гречески, — то есть благодарю Бога о памяти вашей, — благодарю о общении вашем. Судя по сему, слова сии должно признать поясняющими друг друга. Почему, если слова: //о общении вашем// — указывают на дело филиппийцев, то и слова: **о памяти вашей** — должно признать указывающими на их же дело, —признать, то есть, что память здесь Апостол разумеет не свою о филиппийцах, а филиппийцев о нем. О своей памяти о них он говорит ниже (в стихе [[new:fil:01:07|7]]), а здесь их о себе память прославляет. Память свою свидетельствовали филиппийцы пособиями Апостолу. Эти пособия были поминки с их стороны, располагавшие и Апостола помнить о них. Как этим они пособствовали делу Божию, да и возбуждаемы к тому были Богом; то Апостол за их дело Бога благодарит. Ибо без Него они не стали бы делать такого дела. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас** **Благодарю Бога моего во всякой памяти вас**, которая ежедневна, - то есть ради доброй памяти о гонениях, кои вы всегда переносите: может быть ради добра, сделанного ими Апостолу во время преследования его (в Филиппах), он ежедневно вспоминал это, никогда о нем не забывая. //**Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас** [Павел пишет:] Непрестанно вспоминая о вас, исполняюсь всякой радостью; песнословлю же Бога всяческих, что и проповедь евангельскую вы приняли с усердием, и доныне пребыли непоколебимыми. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 3-4 **Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас** Всякий раз, как вспоминаю о вас, говорит апостол (а это я делаю всегда), я прославляю Бога за то, что вы столько успели в добродетели. Но, несмотря на то, что вы так славны в божественном, я не перестаю молиться о вас, но молюсь за всех, чтобы вы еще и еще преуспевали. **принося, с радостью молитву мою** Так как можно вспоминать и с печалью, как, например, говорит в другом месте: //от великой скорби и стесненного сердца я писал вам// [[new:2kor:02:04|(2 Кор. 2:4)]]. Почему воспоминание с радостью есть свидетельство их добродетели. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас** Как было у него в обычае (исключая послание к Галатам), Апостол начинает послание благодарностью Богу. Он благодарит и всегда Бога, как только вспоминает о филиппийцах: так приятно ему это воспоминание о них, так радуют они его сердце! См. также Толкование на [[new:fil:01:01#lopuxin_ap|Фил. 1:1]] [<10>]