[<10>] ====== Толкования на Фил. 1:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божье** Этим показывает, что и прежде они поступали смело, и говорили с дерзновением; а теперь гораздо более. Итак, если другие, говорит, по причине моих уз становятся дерзновенными, то гораздо более я (сам); если я других сделал дерзновенными, то тем более сам должен быть таковым. "**И большая часть из братьев в Господе**". Так как много значило сказать, что мои узы произвели в них дерзновение, то наперед сказал: "**в Господе**". Видишь ли, как (апостол), и при необходимости похвалиться, не оставляет скромности? "**Начали с большей смелостью**", – говорит, – "**безбоязненно проповедовать слово Божье**". Словом – "**большей**" показывает, что они уже начали. //**Гомилии на Послание к Филиппийцам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и множайшии братия о Господе, надеявшиися о узах моих, паче дерзают без страха слово Божие глаголати** «Узы мои не только не заградили уст другим и не сделали их боязливыми, но, напротив, сделали их еще более дерзновенными. И прежде они поступали смело и говорили с дерзновением; а теперь гораздо более» (святой Златоуст). **Множайшии** — значит, проповедников было очень много; их и прежде было много, но, после того как узы Павловы получили такую известность, их стало гораздо более. В этом можно видеть удостоверение самого Апостола, что город точно оглашен был Евангелием весь. **О Господе** — или братия о Господе, то есть верующие, преданнейшие из них Господу, полнее разумевшие истину о Господе, или **о Господе надеявшиися**. Воодушевились братия упованием на Господа по тому случаю, что узы Апостола приняли таковой оборот. Или Господь их воодушевил упованием чрез узы Павла. «Поелику много значило сказать, что мои узы произвели в них дерзновение; то наперед сказал: **о Господе**. Видишь ли, как Апостол и при необходимости похвалиться не оставляет скромности?» (святой Златоуст). «**О Господе**, то есть чрез Господа» (Экумений). **Надеявшиися**, — воодушевившись узами моими, то есть или тем, что они получили такую славность, или тем, что святой Павел нес их благодушно. В первом отношении мысль такая: видя, что проповедь Апостола, несмотря на то, что он в узах, не только не привлекла никакой беды, а напротив, сделала его известным даже между знатнейшими лицами, — что все знают о том и никто ничего против него не предпринимает, хотя он в их руках, — видя это, отложили всякий страх и с дерзновением стали возвещать слово Божие. Во втором — такая: «во многих из братии, вследствие уз моих, родилась смелость; ибо, видя, что я с удовольствием переношу злострадание, небоязненно проповедуют Божественное Евангелие» (блаженный Феодорит). «Если бы связанный (Апостол) носил узы с прискорбием и молчал, то естественно было бы и им находиться в таком же состоянии; а как связанный действовал еще смелее, то придавал им смелости более, нежели не бывши связан» (святой Златоуст). **Паче дерзают**. «Они и прежде поступали смело и говорили с дерзновением; а теперь гораздо более» (святой Златоуст). «Дерзновение обуяло их; ибо узы Павла воспламенили их веру. Если б не Божественна была проповедь эта, говорили, то Павел не согласился бы терпеть за нее такие узы. Узы святого Павла послужили в подкрепление проповеди» (Экумений). **Глаголати слово Божие**. Шла проповедь не человеческая, учение было распространяемо не Павлово, а чрез Павла от Самого Бога всем объявлялся самый верный путь спасения. В этом сила Евангелия! Уста были человеческие, а то, что они произносили, было Божеское, по силе, действовавшей в том. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие** **И большинство братьев, кои в Господе, ободрены узами моими**, то есть утвердились и укрепились, видя узы мои, - отважно презрели смерть и в ужасном городе** без страха** слово Божие **проповедали**. //**Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божье** [Павел говорит:] во многих из братьев вследствие уз моих родилась смелость, ибо видя, что я с удовольствием переношу злострадание, они безбоязненно проповедуют божественное Евангелие. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие** И прежде они смело проповедовали, теперь же еще больше, видя меня, смело проповедующего, хотя я и в узах. Ибо, когда они увидели меня в узах, то еще большую почувствовали ревность к проповеди. А так как Павлу казалось слишком сильным сказать: я их воодушевил, то прибавил: **в Господе**. Итак, если находящиеся близко к моим узам не смущаются, но восприемлют большее дерзновение, то тем более прилично это вам. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие** Узы Павла, которые свидетельствовали, что он глубоко уверен в истине Евангелия, побудили и некоторых других христиан смело взяться за дело проповеди. См. также Толкование на [[new:fil:01:12#lopuxin_ap|Фил. 1:12]] [<10>]