[<10>] ====== Толкования на Фил. 1:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих** **"Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто"**, т. е. не без примеси (лжи), и не для самого дела, – но для чего? **"Думая увеличить тяжесть уз моих"**, – думая таким образом ввергнуть меня в большую беду, они скорбь прилагают к скорби. О, жестокость! О, дьявольское действование! Видели, что он в узах и заключен в темнице, – и еще злоумышляли, хотели увеличить его несчастья и подвергнуть большему гневу. Хорошо сказал (апостол): **"думая"**, – потому что случилось не так. Они думали через это опечалить меня; а я радовался успеху проповеди. Так-то возможно и доброе дело делать не с добрым намерением, – за что не только не будет награды, но еще наказание. Если проповедовали Христа с той целью, чтобы проповедника Христова ввергнуть в большие беды, то не только не получат награды, но будут подлежать наказанию и мучению. //**Гомилии на Послание к Филиппийцам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **ови убо от рвения Христа возвещают нечисте, мняще печаль нанести узам моим** Первые возвещают Христа **от рвения**, из ревнивости, желая опередить меня, оставить меня позади, или действуя наперекор мне, моим распоряжениям и планам. Потому возвещают **нечисто**, чем означается не то, что учение их было с примесью лжи, а то, что они действовали не с добрым сердцем, нравственно нечисто, не непорочно, чем отрицается чистота сердца. **Мняще печаль нанести узам моим**, — то есть надеясь опечалить меня, в узах находящегося. Чем они могли надеяться опечалить святого Павла? Если они ложь проповедывали, было бы очевидно, чем могли опечалить его. Но как они в учении не погрешали, а только в побуждениях и образе действования; то можно догадываться — тем, что действовали против воли святого Павла, без его ведома, не по его указанию и даже наперекор ему. И это могло опечалить Апостола, который ревновал, чтобы в Церкви, в кругу верующих, все шло благообразно и по чину. Святой Златоуст говорит: «думая таким образом ввергнуть меня в большую беду, они скорбь прилагают к скорби. О, жестокость, о, дьявольское действование! Видели, что он в узах заключен в темнице, и еще не доброжелательствовали ему; хотели увеличить его несчастия. Хорошо сказал Апостол: **мняще**; ибо случилось не так. Они думали чрез сие опечалить меня; а я радовался успеху проповеди. — Так-то возможно и доброе дело делать не с добрым намерением; за что не только не будет награды, но еще наказание (будет). Ибо как проповедывали Христа с тою целию, чтобы проповедника Христова ввергнуть в большие беды; то не только не получат награды, но будут подлежать наказанию и мучению». //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих** Другие же **из соревнования** к нам **Христа возвещают**, а не по чистым побуждениям, ибо в проповедь свою вносят некоторые слова для того, чтобы посредством такого привнесения **утеснение вызвать узам моим**. //**Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто** То есть неискренне, не ради самого блага. **думая увеличить тяжесть уз моих** Думая, говорит, тем самым подвергнуть меня большей опасности и приложить печаль к печали. Но не удастся им это ухищрение; потому что проповедь чрез это становится славнее, и моя радость увеличится чрез это. Видишь ли, что доброе дело не следует делать без доброго расположения и что возможно не только не получить награды, но и подвергнуться наказанию. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Тертуллиан ===== Ст. 16-17 **Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование** Павел перечисляет разнообразие проповеди: некоторые, ободрившись его узами, проповедуют смелее; другие делают это из зависти; некоторые оценивают речи; но большинство проповедует из любви, лишь некоторые - из ревности. А есть такие, кто из вражды проповедуют Христа. В этом месте он и рассматривает разнообразие суждений, порождающее такие разные состояния души. Все это отражается на состоянии души, однако не ведет к разнообразию таинств и утверждает одного Христа и одного Бога, невзирая на причину, побуждающую проповедовать. Поэтому говорит апостол: «Но что до того? Как бы ни проповедовали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться». Ведь и притворно, и искренно проповедуется тот же Христос. Когда Христос проповедуется в истине, Он проповедуется по вере, а не по правилу веры, ибо правило остается всегда тем же, но вера проповедующего либо истинна, то есть проста, либо слишком заумна. //**Против Маркиона.**// ===== Марий Викторин ===== Ст. 16-17 **Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование** Павел сказал, что некоторые испытывают зависть. А поскольку из-за нее они соперничают с нами, то и сама зависть есть величайшее зло: ведь некоторые люди по **любопрению** проповедуют Христа и тем самым причиняют нам вред. Ведь, открыто отрицая Христа, они притворяются, будто проповедуют Его, чтобы мы, считавшие и полагавшие их своими противниками, огорчались из-за того, что они проповедуют то же самое, что и мы. Павел говорит, что они проповедуют Христа не свято и чисто, а **по любопрению**; для того, чтобы вызвать у нас мучения, страдание и плач и показать, как они рады постигшим нас наказаниям и оковам... Ведь они делают это из зависти, а не по размышлении и не по собственному желанию... Если первые проповедуют Христа оттого, что завидуют и соперничают, то другие, добрые, люди, напротив, проповедуют Христа по доброй воле, правильно разумея, не испытывая к нам зависти, понимая, что такое добро, и обладая доброй волей, направленной на благовествование. //**Комментарий на Послание к Филиппийцам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих** См. Толкование на [[new:fil:01:15#lopuxin_ap|Фил. 1:15]] [<10>]