[<10>] ====== Толкования на Фил. 1:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 19-20 **Ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью** Нет ничего злее дьявола. Так он повсюду обменяет и развлекает своих бесполезными трудами, и не только не допускает получить награду, но умеет еще сделать их достойными наказания. Он предписывает им не только проповедь, но и такой пост и девство, которые не только лишат их награды, но и причинят великое зло соблюдающим их. О них-то и говорит (апостол) в другом месте: //"Сожженных в совести своей"// [[new:1tim:04:02|(1 Тим. 4:2)]]. **"Ибо знаю, что это послужит мне во спасение"** будущее. И может ли не сбыться, когда и вражда против меня и зависть содействуют моей проповеди? **"По вашей молитве"**, – говорит, – **"и содействием Духа Иисуса Христа, при уверенности и надежде моей"**. Заметь смиренномудрие этого блаженного. Он подвизался на трудном поприще, совершил бесчисленное множество дел, находился уже у самого венца, – ведь это был Павел, а что еще больше можно сказать? – и однако ж он, бесчисленными добродетелями стяжавший спасение, пишет Филиппийцам, что могу спастись **"по вашей молитве и содействием"**, – говорит, – **"Духа Иисуса Христа"**. Что значит – **"содействием"**? Значит: чтобы за ваши молитвы удостоиться благодати. Выражение: **"содействием"** равносильно следующему: чтобы прибавлено было, чтобы более дано было мне Духа. "Во спасение", то есть, для освобождения, для того, чтобы мне и настоящей беды избегнуть так же, как и первой. О первой он сказал: //"При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня"// [[new:2tim:04:16|(2 Тим. 4:16)]]. То же и теперь уже предсказывает, говоря: **"По вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, при уверенности и надежде моей"**. На этом, говорит, основывается моя надежда. Чтобы мы, полагаясь во всем на молитвы других, сами не оставались без всякого участия, для этого смотри, как (апостол) указывает и на свою долю – на надежду, причину всех благ, по слову пророка: //"Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя"// [[old:ps:032:22|(Пс. 32:22)]]; и в другом месте: //"Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен?"// [[old:prsir:02:10|(Сир. 2:10)]]? И еще блаженный (Павел) сказал: //"Надежда не постыжает"// [[new:rim:05:05|(Рим. 5:5)]]. **"При уверенности"**, – говорит, – **"и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду"**. Такова надежда Павлова: надеюсь, что никогда не буду посрамлен. Видишь ли, каково надеяться на Бога? Что бы ни случилось, говорит (апостол), **"посрамлен не буду"**, т. е. (враги) не одолеют меня. **"При всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем"**. (Враги) надеялись своей сетью уловить Павла, проповеданное им учение истребить, как будто коварство их могло это сделать. Потому он говорит, что этого не будет, я умру не теперь: **"И ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем"**. Как? Часто я находился в таких бедах, в которых не только все отчаивались о нас, но и мы сами о себе, – //"Но сами в себе имели приговор к смерти"// [[new:2kor:01:09|(2 Кор. 1:9)]]; но Господь избавил нас от всего. Так **"и ныне возвеличится в теле моем"**. А чтобы кто не подумал и не сказал: если ты умрешь, то неужели возвеличится? – говорит: да, я уверен, потому-то я и не сказал, что жизнью только возвеличится, но и смертью. Сперва впрочем сказал: **"Жизнью"**, – не умертвят меня; но если и умертвят, то и через это возвеличится Христос. Как? Жизнью, потому что Он спас меня; смертно, потому что и смерть не принудила меня отречься от Него, потому что Он даровал мне столько ревности, и сделал меня сильнее смерти. В первом случае Он избавил меня от бед, а в последнем не допустил меня убояться насильственной смерти. Вот как (Господь) возвеличится жизнью и смертью. Говорит же это не потому, будто уже предстояла ему смерть, но чтобы они и в случае смерти его не сокрушались по-человечески. А что он сказал это не потому, будто предстояло ему умереть, – чем весьма огорчил бы их, – то смотри, как он утешает, как бы так говоря: я говорю это не как имеющий умереть. Потому и присовокупляет далее: //"И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами".// А слова: **"Я ни в чем посрамлен не буду"** значат: умереть мне нестыдно, напротив весьма полезно. Почему? Потому, что я не бессмертен, – впрочем буду в большей славе, нежели в какой был бы, оставаясь бессмертным на земле, так как не одно и то же презирать смерть будучи бессмертным, и будучи смертным. Поэтому ни мало непостыдно умереть и теперь, хотя я и не умру. **"я ни в чем посрамлен не буду"**, – т. е. буду ли жив, или умру: то и другое приму благодушно – жить ли мне или умереть. Хорошо сказано: таково именно (свойство) христианской души. **"Но при всяком"**, – говорит, – **"дерзновении"**. Видишь ли, как не посрамляюсь? Если бы страх смерти отнял у меня дерзновение, то умереть было бы постыдно. Когда же и приближающаяся смерть нимало не страшит, то непостыдно. Живу ли я, мне нестыдно жить, потому что проповедую благовестие; умру ли, нестыдно умереть, потому что не страшусь. (В том и другом случае) я показываю равное дерзновение. Не почтите постыдным делом того, что я сказал об узах. Они были причиной столь великих благ для меня, что и другим придали дерзновения. Стыдно не то, чтобы быть в узах за Христа, но (стыдно) в чем-нибудь изменить Христу, убоявшись уз, так что, пока этого нет, узы производят во мне дерзновение. Я часто не избегал опасностей, и этим могу похвалиться пред неверными, а если со мною случится что-нибудь противное, тогда считайте меня посрамленным, потому что и последнее не меньше первого и дает вам дерзновение. Смотри, как (апостол) сводит это к своему лицу; это же делает он и во многих других местах, например, в послании к Римлянам говорит: //"Ибо я не стыжусь благовествования"// [[new:rim:01:16|(Рим. 1:16)]], и к Коринфянам: //"Это приложил я к себе и Аполлосу"// [[new:1kor:04:06|(1 Кор. 4:6)]]. **"Жизнью ли то, или смертью"**. Говорит он это не потому, чтобы не знал, – он знал, что не тогда, а после умрет, – но заблаговременно подготовляет к этому их душу. //**Гомилии на Послание к Филиппийцам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Вем бо, яко сие сбудется ми во спасение вашею молитвою и подаянием Духа Иисус Христова** **Вем бо** — указывает причину, почему говорит, что всегда будет радоваться. Ибо несомненно, говорит, знаю, что и этот способ проповеди послужит мне во спасение. Под: сие — хоть можно разуметь оба способа проповеди, — то есть //аще виною, аще истиною//; но как от благонамеренной, под руководством самого святого Павла совершаемой проповеди, он не опасался ничего худого, а только говорит, что та неразумная, неруководимая, неблагонамеренная проповедь может печаль нанести его узам; то видно, что здесь более разумеется сия последняя. Уверен, говорит, что и сия последняя послужит мне во спасение. «**Сие** — или то, что те так проповедуют Христа, или даже и то, что наветуют святому Павлу» (Экумений). «Если произойдут от сего какие опасности, то и самые опасности послужат мне во спасение» (блаженный Феодорит). Слово: **во спасение** — разно понимают. Это ни временное, ни вечное спасение, а стоит вместо обычного выражения: **во благо**. Что бы ни вышло из их неразумного действования,— да вместе и с разумным,— все то послужит мне во благо. На чем утверждается такая уверенность? На вере в силу молитв святых и в промыслительное о нем Божие попечение: **молитвою вашею и подаянием Духа Иисус Христова**. **Молитвою вашею**. Поелику писал к филиппийцам, то помянул об их молитве. Пиша к другим, то же сказал бы и об их молитве. Апостол был уверен, что молитва филипийцев, равно как и всех им обращенных, и даже всех верующих, непрестанно восходит о нем к Богу и испрашивает ему все благопотребное; Бог же слушает святых Своих. Потому не сомневался, что все, имеющее случиться, послужит ему во благо. Сказанное им не одни слова, а выражение того, что было у него на сердце. Таков дух жизни о Христе Иисусе, что в нем никто одиноким себя не чувствует. Это и Апостол выразил в слове: **сбудется мне во спасение вашею молитвою**. «Заметь смиренномудрие сего блаженного. Он подвизался на трудном поприще; совершил бесчисленное множество дел; находился уже у самого венца. Однако ж тот, который бесчисленными добродетелями стяжал спасение, пишет филиппийцам, что могу спастись вашею молитвою» (святой Златоуст). Так глубоко входит в сознание убеждение в силе и необходимости общей молитвы, что и Апостольское сердце не увольняется от него.— Или, правда, в нем-то и быть ему надлежало в совершенстве. Ибо они образец наш во всем. **Подаянием Духа Иисус Христова**.— Не о том говорит, что Дух Иисус-Христов будет ему подан; ибо кто был более исполнен сим Духом. Но,— что Дух Иисус-Христов подаст ему, вместе с молитвою верных, что все сбудется ему во спасение. Разумеется Дух, блюститель, руководитель и просветитель Апостолов всех, и, следовательно, Павла, который ниспослан на них Господом Иисусом Христом от Бога Отца и неотлучно пребывал в них, осенял их и охранял. Водительству Его Апостолы были вполне преданы и были уверены, что все пути их и все случайности с ними обращаются и будут обращаемы всегда во благо им, яко Апостолам, во благо их Апостольского служения. Эту уверенность и выражает здесь Апостол. Она неотходно пребывала в их сердцах, и воодушевляла их, и надеждою преисполняла. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа** **Знаю ведь**, – разумей в смысле: надеюсь, – **что это мне** сохраняется **для** жизни **спасения** за то, что я радуюсь о тех, кои для увеличения стеснительности уз моих возвещают Христа, хотя и не в чистоте проповедуют Его. //**Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо знаю, что это послужит мне во спасение** Что - **это**? То, что чрез вражду и ревность по отношению ко мне проповедь слова возрастает. **По вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа** Обрати внимание на смиренномудрие апостола Павла. Своими бесчисленными и добрыми делами он уже заслужил спасение; однако он говорит: если только буду удостоен ваших молитв и чрез них будет дарован в большем изобилии Дух, в таком только случае я получу спасение. Под содействием разумеет обильнейшее подаяние благодати Святого Духа. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== Ст. 19-20 **Ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком, дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью** Кажется, Павел почти с дерзостью и неожиданным воодушевлением принимает и радуется тому, что Христа проповедуют даже неверующие и даже по любопрению и из зависти. Но во всем этом он полагается на уверение и милость Бога, веря, что имеющее быть совершится содействием Христа и Его Духа. Павел говорит: **я ни в чем посрамлен не буду**, но так или иначе буду **радоваться** и ликовать. И еще говорит: **и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем**, - то есть подвергаясь всевозможным казням и претерпевая их, тело мое восхваляет Христа, не отступается, не страшится всяческих наказаний и не избегает их... То есть если я останусь жив, перетерпев казни, - Христос восславится; если же в казни я умру - Он тем более восславится, ибо все увидят, что я и казней не боюсь, и перед лицом смерти не отступлю, но проведу свою жизнь в благовествовании, подвергаясь казням, или буду переносить казни вплоть до смерти, упорствуя в прославлении благовествования. //**Комментарий на Послание к Филиппийцам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа** Но не только относительно Евангелия Апостол спокоен: он не боится пока и за свою собственную участь. Правильнее этот стих перевести: "**Ибо я знаю: "что послужит мне ко спасению**" [[old:iov:13:16|(Иов. 13:16)]] чрез вашу молитву и чрез помощь Духа Иисуса Христа". Апостол говорит, очевидно, о бывшем ему откровении (**я знаю**) и о проникающей его уверенности в своем освобождении. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:01:12#lopuxin_ap|Фил. 1:12]] [<10>]