[<10>] ====== Толкования на Фил. 1:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью** См. Толкование на [[new:fil:01:19#svt_ioann_zlatoust|Фил. 1:19]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **По чаянию и упованию моему, яко ни о едином же постыжуся, но во всяком дерзновении, якоже всегда, и ныне возвеличится Христос в теле моем, аще ли животом, аще ли смертию** Молитва верных и вседейственность Духа Иисус-Христова всё, говорит, обратят мне во благо; но не сами собою. Они — вне. Я привлекаю их к себе и силу их себе усвояю моим чаянием и упованием. Это сделают они для меня по чаянию и упованию моему. **По чаянию**, καραδοκιαν. — Слово это означает твердую, непоколебимую и непреложную надежду, которую обнаруживают положением головы, кара,— и уверенным взором, например: **и аз воззрю на враги моя** ([[old:ps:117:07|Пс. 117:7]]). Вот какую сильную надежду и какое крепкое упование носил в душе своей Апостол! Имея же их, он с уверенностию говорит, что не постыдится. Ибо упование не посрамляет (см.: [[new:rim:05:05|Рим. 5:5]]), как сам же он учит. Да и кто упова на Господа и постыдеся? (ср.: [[old:prsir:02:10|Сир. 2:10]]).— **Яко ни о едином же постыжуся**. «Такова надежда Павлова; надеюсь, что никогда не буду посрамлен. Видишь ли, каково надеяться на Бога? Что бы ни случилось, говорит, не постыжуся» (святой Златоуст). **Но во всяком дерзновении**. Под дерзновением здесь надо разуметь то, о котором говорил он выше (стих 14), что братия, обнадежены будучи узами святого Павла, стали с дерзновением возвещать слово Божие. Одни из них дерзали благонамеренно, а другие не с добрым сердцем. Апостол говорит, что во всяком **таком дерзновении**,— и благонамеренном, и не благонамеренном, — **якоже всегда, ныне возвеличится Христос в теле моем**. Цель жизни Апостола — Христос Господь. Я, говорил он в Послании к Галатам, умер. А что живу, это живет во мне Христос, Ему я весь предан и славе имени Его посвящаю все дни жизни моей и все заботы и труды мои. Если посрамление есть, когда кто избирает себе какую цель и не достигает ее; то моим посрамлением было бы, когда бы кто успел что-либо во мне или вокруг меня обратить не к возвеличению Господа, а к умалению Его. Но этого никому не удастся сделать. Ибо действующий во мне есть Сам Господь, Который не даст напрасно затмить славу Свою; а я все, что ни делаю, для Него делаю. Потому, что бы ни вышло из текущих дел, всем возвеличится Господь. А в этом цель жизни моей. Следовательно, я ничем не постыжусь.— Буду жив? жизнию возвеличится Господь; умру? смертию возвеличится. «Часто я находился в таких бедах, в которых не только все отчаявались о нас, но и мы сами о себе: //сами бо в себе осуждение смерти имехом// (ср.: [[new:2kor:01:09|2 Кор. 1:9]]); но Господь избавил нас от всего: так **и ныне возвеличится Он в теле моем**. А дабы кто не подумал и не сказал: если же ты умрешь, то неужели возвеличится? Точно, говорит, так, я уверен. Потому-то я и не сказал, что жизнию только возвеличится, но (прибавил) и смертию: жизнию, поелику Он спас меня, — смертию, поелику смерть не принудила меня отречься от Него, поелику Он даровал мне столько ревности и сделал меня сильнее смерти; в первом случае потому, что Он избавил меня от бед, а в последнем потому, что не допустил меня убояться насильственной смерти. Вот как Господь возвеличится жизнию и смертию». «Сказал: **возвеличится**,— то есть явным соделается величие силы Его. Говорит же Апостол: избегну ли опасности смертной или подвергнусь смерти, одинаково будет явлено могущество Владыки моего Христа. Ибо, если преодолею опасности, все удивятся Исхитившему меня из таких многих сетей; а если буду предан смерти, изумит всех сила проповеди, заставляющая проповедников презирать смерть» (блаженный Феодорит). **В теле моем**, — то есть во мне или в жизни моей, — будет ли она продолжаться или пресечется. Выражает это Апостол по поводу тех неразумных дерзателей возвещать слово Божие. Действуя не по воле Апостола и даже наперекор ему, они могли преступить меру благоразумия, возбудить движение, обратить на происходящее взоры власти; и Апостолу предлежало подвергаться за то ответу. Апостол мог с часу на час ждать себе грозы. Слабую душу это могло тревожить: Апостол же покоен был успокоением в Господе. Он как бы говорит: жить ли мне должно или умереть, то и другое приму благодушно (см.: святой Златоуст). Я уже безвозвратно отдал жизнь мою в руки Господа. Что Ему угодно, то и сотворит. Но что бы ни благоволил Он сотворить, всем тем возвеличится имя Его. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью** Поелику я ожидаю в **надежде моей**, что **ни в чем** до конца **посрамлен не буду** ради уз моих, **но как всегда**, то есть как во всех бедствиях моих, в этом также бедствии дерзновенно возвеличен будет Христос **в теле моем**, или чрез смерть мою, если умертвят меня, или чрез жизнь мою, если бы стали подвергать меня мучениям. //**Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **При уверенности и надежде моей** Уверенностью - άποκαραδοκίαν - апостол называет твердую и непоколебимую надежду, которая выражается всем положением головы - κάρα - и уверенным взором. Итак, говорит: я твердо надеюсь, что буду спасен. Под спасением же нужно разуметь освобождение от жестокости Нерона. Как я, говорит, избег первой опасности, также точно избегну и нынешней. Здесь же он научает, чтобы мы не полагались исключительно на молитвы других, но и сами нечто привносили, как и сам Павел причиной всех благ поставляет свою уверенность. Ибо и пророк говорит: //да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя// [[old:ps:032:22|(Пс. 32:22)]]. И в другом месте: //кто верил Господу, и был постыжен?// [[old:prsir:02:10|(Сир. 2:10)]]. И сам Павел говорит: //надежда не постыжает// [[new:rim:05:05|(Рим. 5:5)]]. **Что я ни в чем посрамлен не буду** То есть ни в жизни, потому что проповедую Евангелие, ни в смерти, так как враги не победят. А если бы они и умертвили меня, то и тогда откроется для меня еще более непостыдная слава. Но это им не удастся. **Но при всяком дерзновении (и ныне, как и всегда) возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью** Они, говорит, думали, что посредством своих козней ввергнут меня в опасности и смерть; но не удастся им это их усердное старание; напротив, //при всяком дерзновении//, то есть явно и непреложно //возвеличится Христос в теле моем//, то есть пока я живу и ношу это тело, ибо я не умираю. А чтобы кто-нибудь не сказал: что же? если ты, Павел, умрешь, то Христос, конечно, не возвеличится? он прибавляет, что и смертью моею Он возвеличится, поскольку Он сделал меня сильнее самой смерти. Но теперь Он пока прославляется жизнью, ибо Он ее даровал мне, избавил меня от опасности. О смерти же он говорит не потому, что он в скором времени должен умереть, но если это случится, чтобы они не смущались этим; ибо они сильно любили его. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью** См. Толкование на [[new:fil:01:19#marij_viktorin|Фил. 1:19]] ===== Лопухин А.П. ===== **при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью** Но добрый исход, какой предвидит апостол, соответствует его "**уверенности**" или точнее: //"его напряженному ожиданию"// (apo karadokia [[new:rim:08:19|Рим. 8:19)]] и его надежде на то, что он ни в чем посрамлен не будет, но что/ **при всяком дерзновении**, точнее //"во всяком смелом открытом выступлении//" (parrhsia ср. [[new:kol:02:15|Кол. 2:15]]), Сам Христос возвеличится в теле Апостола. Иначе сказать: Бог возвеличит Христа //открыто//, употребив для этого тело Апостола, заставив его послужить телом своим - его смертью или чудесным неожиданным сохранением - славе Христа; тот или другой исход предстоит Апостолу - во всяком случае он надеется на то, что этот исход будет для него не посрамлением, а, напротив, прославлением. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:01:12#lopuxin_ap|Фил. 1:12]] [<10>]