[<10>] ====== Толкования на Фил. 1:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую** **"Только живите достойно"**, – говорит, – **"благовествования Христова"**. Видишь ли, что он все говорил для того, чтобы этим побудить их к преуспеянию в добродетели? **"Только живите достойно благовествования Христова"**. Что значит – **"Только"**? значит: это одно составляет предмет стремлений, и ничто другое; если это будет, то с вами не случится ничего прискорбного. **"Чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас"**. Говорит так не потому, будто бы он переменил намерение и не хотел уже придти к ним, но на случай, если бы это произошло, прибавляет, что **"или не приду"** могу радоваться. **"Слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно"**. Это в особенности и соединяет верных, и поддерживает любовь. Потому Христос сказал: //"Чтобы они были едино"// [[new:in:17:11|(Ин. 17:11)]], так как //"царство, разделившееся само в себе, опустеет"// [[new:mf:12:25|(Мф. 12:25)]]. Потому и Павел повсюду сильно убеждает к согласию. Потому же и Христос говорит: //"По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою"// [[new:in:13:35|(Ин. 13:35)]]. Итак, ожидая моего прихода, не будьте беспечны, как обыкновенно бывает с ожидающими, а если не дождетесь меня, не унывайте, потому что и весть о вас может меня столько же радовать. Что значит: **"В одном духе"**? Значит – в одном и том же даровании единомыслия и ревности. Дух один; это доказывается многими местами, где говорится об этом. Равным образом и **"подвизаясь единодушно"** значит то же, что всем иметь один дух. Словом **"единодушно"** выражается единомыслие: многие души называются одной. Так было в древности: //"У множества же"//, – сказано, – //"уверовавших было одно сердце и одна душа"// [[new:act:04:32|(Деян. 4:32)]]. **"Подвизаясь единодушно за веру Евангельскую"**. Разве вера была сама с собою в борьбе, что он говорит: **"подвизаясь"** друг другу? Какая же у него мысль? У них не было междоусобия; следовательно, его слова значат: вспомоществуйте друг другу, подвизаясь за веру евангельскую. //**Гомилии на Послание к Филиппийцам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Точию достойне благовествованию Христову жительствуйте, да аще пришед и видев вас, аще и не сый у вас, услышу, яже о вас, яко (истиною) стоите во едином дусе, и единодушне сподвизающеся по вере благовествования (волею)** «Посему умоляю вас возлюбить жизнь, сообразную с Евангелием, чтобы мне, приду ли к вам или буду жить где в другом месте, увеселяться восписуемыми вам похвалами; доставят же мне это веселие ваше согласие, ваше единомыслие в Божественном, общий вам подвиг в деле истины и то, что нимало не приводят вас в смятение противники!» (блаженный Феодорит). **Точию**. Все то сбудется, что он обещал, и радость будет, и похвала будет, только исполните условие, которое вам предложу; а если не исполните, будет все противное. «Что значит – **точию**? Значит, что это есть только достожелаемое мною, а не другое что-либо. – Видишь ли, как все прежде он говорил им для того, чтобы побудить их к преуспеянию в добродетели» (святой Златоуст). **Достойне благовествованию Христову жительствуйте**. Жительствуйте, πολιτευεσυε – гражданствуйте, – живите так, как следует жить гражданам Царства Христова. А это как? Смотрите в Евангелии. Как требует Евангелие Христово, так и живите. «Евангелие же требует: //иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и последует Мне// (ср.: [[new:mk:08:34|Мк. 8:34]])» (блаженный Феофилакт). В этом дух жизни о Христе Иисусе. //Иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотьми// (ср.: [[new:gal:05:24|Гал. 5:24]]). Строгая подвижническая жизнь – печать Евангельской жизни. Истинные Евангелики суть только строгие подвижники. **Да аще пришед и видев вас, аще и не сый у вас, услышу, яже о вас**. Приводится обстоятельство это в видах раздражения ревности, по сердечной связи их с Апостолом; к существу же наставления это ничего не прибавляет. Как отец детям, как любимый наставник любимым ученикам, говорит им: смотрите, не сделайтесь причиной огорчения для меня; мне крайне дорого ваше преуспеяние; и ничто мне так не желательно, как и видеть, и слышать, что вы во всем совершенны. **Аще пришед... аще и не сый** – «говорит не потому, будто бы переменил намерение и не хотел уже прийти к ним, но, если бы случилось, прибавляет: то **и не сый у вас** могу радоваться: **аще услышу, яко**...» (святой Златоуст). **Аще** – вместо: когда. Когда приду и увижу, – или пока еще не приду, а буду собираться или в дороге буду, услышу о вас, чтобы мне и видеть, и слышать о вас одно доброе. Указывая, что такое доброе он желает и видеть, и слышать, возвращается святой Апостол к наставлению: **яко (истиною) стоите в едином дусе и единодушне. Истиною** – нет в греческом подлиннике. Если принять сие слово, то значение его, здесь уместное, будет: не вид только стоящих имеете, но истинно стоите, искренно, каковыми кажетесь, таковы пребывайте и в сердце. **Стоите** – указывает на твердость веры и жизни по вере. Как столп какой, глубоко вкопанный, твердо стоит – не пошатнешь: так они тверды в жительствовании, достойном Евангелия. **В едином дусе и единодушне**. «Сказавши им – жительствовать достойно Евангелия, указывает и образ такого жительствования. А это есть – искренность в вере: ибо иначе нельзя быть в едином духе, как так. Потом заповедует им иметь и одну душу, в чем доказательство превеликой — (взаимной) любви» (святой Дамаскин). В одном духе и одною душою – можно и не различать, разумея под сими совершенное во всем согласие и любовное единение. И можно под духом разуметь одинаковое их отношение к Богу, а под душою – прочие проявления внутренней жизни. **В едином дусе** – будет: одинаково все, по вере в Господа, пред лицем Его в сердце предстоя и одинаковою ревностию ревнуя благоугодными Ему во всем явиться. **Единодушне** – будет: содержа одинаковый образец мыслей, одинаковые питая добрые расположения, намерения и предприятия, одинаковые имея вкусы во всем. То и другое и составит крепкий между ними союз любви, непреодолимый для врагов и внешних и внутренних. Святой Златоуст говорит: «сие-то особенно соединяет верных и поддерживает любовь. Посему Христос сказал: //да будут едино// [[new:in:17:11|(Ин. 17:11)]]. //Ибо царство раздельшееся на ся не станет// (ср.: [[new:mf:12:25|Мф. 12:25]]). Посему Павел повсюду сильно убеждает к согласию. Посему же и Христос говорит: //о сем разумеют ecи, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою// [[new:in:13:35|(Ин. 13:35)]]. Что значит: **во едином дусе**? значит: в одном и том же даровании единомыслия и ревности. Равным образом и: **стоять единодушне** – означает единомыслие. В сем-то смысле многие души называются **единою**. Так было древле. //Всем бе, сказано, сердце и душа едина// (ср.: [[new:act:04:32|Деян. 4:32]])». **Сподвизающеся по вере благовествования**. «Это значит: вспомоществуйте друг другу в подвиге за веру Евангельскую» (святой Златоуст). Слова: **волею** – нет в греческом подлиннике. Если принять его, оно будет значить: доброхотно, с крепкою решимостию не уступать, с желанием устоять, чего бы это ни стоило. **Вера благовествования** – вера Евангельская нигде не водворялась без борьбы. Всюду встречала она сопротивления: ибо являлась среди мира, духу которого была совершенно противоположна, – изгоняла его из своего круга. За это мир ее ненавидел, противился ей и гнал ее. От этого всякому обществу верующих неизбежно было находиться в подвиге самозащищения. Для успеха в этом подвиге Апостол заповедует – стоять в едином духе и единодушно, – чтоб все были как одна душа. Таких кто одолеет? Непреодолимость не то есть, чтобы ничего не претерпевать, а чтобы не отставать от веры, хотя бы и умереть пришлось. Сколько мужества вдыхает душа, когда все ее подкрепляют? Она сильна тогда одна, сколько все души в совокупности. Так в вере, – как показали мученики Так и в жизни, как доказывают братские общества, соединяющиеся для преуспеяния в христианском совершенстве. Пример, совет, молитва – тотчас обращают в бегство всякого врага. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 27-28 **Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. И сие от Бога** **Посему и ни в чем не страшитесь пред противниками**, - это, то есть конец, для них к погибели, а для вас к жизни и вечному **спасению**. //**Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую** Надобно знать, что апостол написал это не просто, но узнав, что высота добродетели произвела в некоторых высокое о себе мнение. Потому он и присовокупил совет о единомыслии и согласии. Сверх того, надлежит принять во внимание, что Павел обещал им свое прибытие не неопределенно, но к обещанию присоединил некое ограничение, ибо сказал так: **чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду слышать о вас**. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Только живите достойно благовествования Христова** Только того от вас требую, чтобы вы успевали в добродетели. Тот живет достойно благовествования, кто отрекся самого себя, взял крест и последовал Христу. **Чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас** Говорит это не потому, что он изменил свое желание и как будто уже не намерен придти к ним. Но если бы, говорит, как-нибудь случайно и не пришел я, то могу и отсутствуя радоваться вашей жизни по Евангелию. Поэтому вы не падайте духом, если я не приду, но бодрствуйте, так как я непременно узнаю, как вы будете вести себя. **Что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую** То есть в одном и том же даре единомыслия. Ибо таким только образом единомысленные имеют как бы одну душу, то есть когда в них живет единый дух. **Подвизаясь единодушно за веру**, то есть помогая друг другу в борьбе за веру. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую** Вся жизнь христианина состоит в следующем: **жить достойно благовествования Христа**, - то есть возвещать его себе и прочим, уповать на Самого Христа и все, что ни делаешь, совершать по Его повелениям... Кто-то может жить справедливо и безукоризненно, однако этого недостаточно. Он может жить **в благовествовании Христа**, но и этого будет мало. А поэтому следует добавить: прежде всего мы должны **жить в благовествовании Христа** и делать это достойным образом. **Достойно жить** означает жить соответственно Его наказам и делать то, что повелевает Христос. Павел говорит **вы стоите в одном духе** потому, что, когда мы понимаем и живем согласно благовествованию, дух у нас один. Душа же ответственна за то, чтобы мы изгоняли из тела то, что ей враждебно. Поэтому Павел говорит: **подвизаясь единодушно за веру**, которую дает вам благовествование. Итак, он говорит: **стойте в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую**. //**Комментарий на Послание к Филиппийцам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую** **Живите** - politeuesqe, т. е. живите как граждане нового царства, нового общества Христова. - **Достойно Евангелия** (по-русски: **благовествования**). Здесь Евангелие изображается как зерцало нового законодательства, содержащее в себе известные законы и обычаи... - **Приду ли**... Апостол не сомневается в своем освобождении, но опасается того, что обстоятельства задержат его где-нибудь после освобождения и ему не удастся навестить читателей. - **Стоите в одном духе**, т. е. сохраняете единство настроения (дух здесь означает дух **человеческий**, так как далее ему параллельно "**душа**" - mia yuch - по-русски: **единодушно**). - **Подвизаясь** - sunaqlounteV, т. е. вместе со мною подвизаясь (aqloun = трудиться и бороться) за веру (как религиозный принцип), которая основывается на Евангелии. Ст. 27-30 **Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне** Но указанные благоприятные результаты вера филиппийцев будет иметь только в том случае, когда они, читатели, будут держать себя достойно своего христианского звания и единодушно подвизаться против врагов Евангелия. //**Толковая Библия.**// [<10>]