[<10>] ====== Толкования на Фил. 1:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него** Здесь, все приписывая Богу, и страдание за Христа называя благодатию, дарованием и даром, он поучает их не думать о себе высоко. Итак, не стыдитесь дарования; оно гораздо чудеснее дара воскрешать мертвых и творить чудеса, потому что в последнем случае должник я, а в первом должником имею Христа. Потому вы, как имеющие дарование, не только не должны стыдиться, а, напротив, должны радоваться. Добродетели (апостол) называет дарованиями; впрочем не в таком смысле, как другие (дары): последние всецело от Бога, а первые и от нас. Но так как и здесь более действует Бог, то (апостол) говорит, что все – Его, не отвергая этим свободной воли, а располагая к смиренномудрию и благодарности. //**Гомилии на Послание к Филиппийцам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Яко вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати** Второй источник воодушевления – стоять мужественно против врагов — указывает Апостол в том, что страдания от них за веру есть особый дар Божий. И вера – дар, но вера с страданием за нее есть высший дар. – Спасение наше совершено крестною смертию Господа нашего Иисуса Христа. Каждому в частности присвояется сие спасение чрез спострадание Христу. Это спострадание у всех истинных христиан устрояется и произвольно, когда они плоть свою распинают со страстьми и похотьми. Но когда кто по особому Божию мановению вводится в сие спострадание, тогда это выше того произвольного, и потому, что бывает против воли, и потому, что оно чувствительнее, не части требуя в жертву, а всего. Каковы – лишение имений, изгнание, мучение. Святые мученики всё призвание к венцу мученическому считали особым даром Божиим. Без указания свыше не решались на него; но, получая указания, с радостию вступали в сей подвиг. – В этом смысле и филиппийцам говорит Апостол, – что им даровал Бог не веровать только в Господа, но и пострадать за веру. Он как бы внушает им: «итак, не стыдитесь сего дарования; оно гораздо чудеснее дара воскрешать мертвых и творить чудеса. Не только не должны вы сего стыдиться, а напротив, радоваться» (святой Златоуст). //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== Кто из любви к душе своей единожды предал себя добродетели и возжелал совершить делание ее, тот не печется после сего о телесном, есть ли это у него или нет. В рассуждении этого Бог нередко попускает, чтобы добродетельные искушаемы были чем-либо таковым, дозволяет, чтобы отвсюду восставали против них искушения, поражает их в теле их, как Иова, ввергает их в нищету, делает, что отступается от них человечество, поражает их в том, что приобретено ими; только к душам их не приближается вред. Ибо невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась с нами печаль, тело не изнемогало в болезнях и трудах и пребывало неизменным, если только возлюбим жить в добродетели. Если же человек проводит жизнь по воле своей, или предаваясь зависти, или губя душу свою, или делая что-либо иное вредное для него, то подлежит он осуждению. А когда пойдет он путем правды, и совершает уже шествие свое к Богу, и приобретает многих подобных себе, и встречается с ним что-либо подобное, - тогда неприлично ему уклоняться от стези своей, но должен он с радостию, без пытливости принимать это и благодарить Бога, что послал ему благодать сию и сподобился он ради Бога впасть в искушение и соделаться сообщником в страданиях с пророками, апостолами и прочими святыми, ради пути сего претерпевшими скорби. От людей ли, от демонов ли, от тела ли придут на него искушения (невозможно же, чтобы пришли и были попущены без Божия мановения), да будет сие для него поводом к правде. Ибо невозможно, чтобы Бог возжелавшему пребывать с Ним оказал благодеяние как иначе, а не послав на него искушения за истину; как и человеку соделаться достойным того, чтобы сподобиться сего величия, то есть за божественные сии труды войти в искушение и возрадоваться - невозможно без благодати Христовой. О сем свидетельствует святой Павел. Ибо столько велико дело сие, что Апостол явно называет дарованием, когда человек уготовляется пострадать ради надежды на Бога. Павел говорит: от Бога **даровася** нам сие, **не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати**. Так и святой Петр написал в послании своем: //когда страждете правды ради, блажени есте// [[new:1pet:03:04|(1 Пет.3:14)]], потому что соделались общниками страстей Христовых (см.: [[new:fil:03:10|Фил. 3:10]]). //**Слова подвижнические.Слово 35.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 29-30 **потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне** Ведь не за грехи ваши увеличиваются бедствия ваши, ибо это, как дар, предоставлено вам, именно **не только** веровать во Иисуса **Христа, но и за Него страдать, такой же подвиг имея**, какой **вы видели во мне**, когда я был у вас [[new:act:16:start|(Деян. 16 гл.)]], и какой **ныне** издалека **услышали** о мне. //**Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **Яко вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати** Апостол заявляет, что не только начало нашего обращения, но и терпение в вере нашей и страданиях даруются нам Господом. //**Собеседования.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него** См. Толкование на [[new:fil:01:28#blzh_feofilakt_bolgarskij|Фил. 1:28]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него** Великие преуспеяния обыкновенно совершаются с великими трудами, а самые большие - с наивеличайшими. Посему не думай, что, делая что-либо маловажное и ни к чему не годное, достигнешь самых великих наград, и не надейся, избрав безопасную и изнеженную жизнь, отличиться в первых рядах дружины. Победителем провозглашается тот, кто был в опасностях и воздвиг победные знамения. Если кто и жизнь кончит на брани, то память о нем пребудет нескончаемой и приимет он награды более, нежели человеческие. Мужественный же вождь Христова воинства и страдания за Христа признает венцами, говоря: **вам дарова Бог не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати**, то есть, даже если не упоминать о будущих благах, самые страдания, посредством которых входим в общение с Владыкою, - это самые великие награды и прекраснейшие венцы. //**Письма.**// ===== Марий Викторин ===== **потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него** Велик сей дар, если за одну лишь веру в Него мы стяжали такую милость. Однако мы должны верить так, чтобы и **пострадать за Него**. //**Комментарий на Послание к Филиппийцам.**// ===== Амвросиаст ===== **потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него** Хотя Павел во многих случаях возвеличивает милость Божию, здесь он говорит об особой похвале им: Бог дал им страдать за Христа; а такое Бог дает только любящим Христа. Он говорит, что им дано страдать за Христа; и это значит, что Бог Отец дает такой дар тем, кто любит Христа, дабы страдания за Христа обращались им в заслуги. И в этом они могут следовать примеру своего наставника. //**На Послание к Филиппийцам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него** Чтобы внедрить в читателей большее мужество, Апостол говорит, что они должны считать делом особой милости Божией то обстоятельство, что призываются не только содержать веру во Христа, но и страдать за Него. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:01:27#lopuxin_ap|Фил. 1:27]] [<10>]