[<10>] ====== Толкования на Фил. 2:9 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени** Если Сыну, Который есть Бог, по вочеловечении, за послушание, даровал Отец имя, **«еже паче всякого имене»**, и //«всяк язык»// исповедал Его Господом: то до вочеловечения не имел Он имени, **«еже паче всякого имене»**, и не был исповедуем всеми, что Он Господь. А поэтому, по вочеловечении, стал Он больше, нежели каким был до вочеловечения, что нелепо. Но сему месту подобно и следующее: //«дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли»// [[new:mf:28:18|(Матф. 28,18)]]. Поэтому изречения сии разуметь должно о человечестве, а не о Божестве. **//Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени** См. Толкование на [[new:fil:02:08#svt_ioann_zlatoust|Фил. 2:8]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени** Очевидно, что высочайшее не нуждается в возвышении, но униженное подъемлется на высоту, становясь теперь тем, чем не было прежде. Ибо соединенное с Господом человеческое естество подъемлется к Божеству, и возносится именно то, что подъемлется из унижения, а униженное есть Образ раба, через вознесение становящийся Христом и Господом. //**Опровержение Апполинария.**// ---- Единственное имя, подобающее Богу, - это то, что Он превыше всякого имени. Он превосходит всякое движение мысли и ускользает от формального определения, что для людей есть знак Его непередаваемого величия. //**Против Евномия.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени** См. Толкование на [[new:fil:02:06#svt_afanasij_velikij|Фил. 2:6]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене** **Темже** — за то, что так Он Себя смирил — даже до крестной смерти. И: Бог — Бог Отец, или Бог в Троице поклоняемый, Божество. **Превознесе**, — так превознес, что выше того и возносить невозможно. Кого? Того же, Кто во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себя умалил и смирил Себя до крестной смерти. Ибо лицо одно — лицо Бога воплощенна. Превознесен Он же, но не яко Бог, а яко человек. Превознесение сие означает, что и человечество Его введено в славу и силу Божества. Ему же оно приписывается; ибо человечество в Нем не есть отдельное лицо, а есть Его человечество. Человечество в Нем невозможно отдельно превознесть так, чтоб превознесение сие не относилось к Нему, как и предшествовавшее умаление и смирение хотя по человечеству было, но было Его собственное. Оттого оно и силу бесконечную возымело. Бог превознесе человечество в Нем, но как сие человечество Его собственное, то, превознося то, превознес Его. Святой Златоуст говорит: «если сие говорится не о воплотившемся, если о Боге Слове (помимо воплощения), то как **превознесе Его**? Ужели — давши что-либо большее? В таком случае Он был бы не совершен и чрез нас сделался бы совершенным. Ибо если б Он не благодетельствовал нам, то не получил бы чести. (Так рассуждать нельзя)». Вот о сем слова и блаженного Феодорита: «и для самых малосмысленных явно, что естество Божие ни в чем не имеет нужды и что в вочеловечившемся не оно превознесено, как бы смиренное, хотя оно, быв превознесено по естеству, смирило Само Себя (в вочеловечении). Не яко Сын Божий приял Он то, чего прежде (будто) не имел; но как человек приял Он то, что имел как Бог. Смирив Себя, Он не только не утратил того, что имел как Бог, но восприял сие и как человек». **И дарова Ему имя, еже паче всякаго имене**. Сын Божий имел имя, которое не отошло от Него чрез воплощение: но и теперь оно приемлется Им, как дар, яко человеком. До сего момента, яко Бог, имел Он сие имя, но не яко человек. Теперь даруется оно Ему и яко человеку. **Даруется**; ибо человечество, даже и быв воспринято Божеством, не может заслужить такое имя, не может дойти до того, чтоб оно принадлежало Ему по закону правды. **Имя паче всякаго имене**. Какое это имя выше всякого имени? Вот имена, кои суть выше всех имен! Бог, Троица, Отец, Сын, Дух Святый. Вот они выше всех имен и все равно — честны. Какое же из них даровано Сущему во образе Божий и умалившемуся до крестной смерти? Бог, Сын (см.: Экумений, блаженный Феофилакт), или Бог Сын, Сын Божий. — Так именовался Он, прежде мир не бысть, теперь то же имя переносится и на человечество. В Послании к Евреям пишется, что Он наследовал имя **преславнее паче** Ангелов. И Апостол тотчас объяснил, что это за имя, говоря: //кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой ecи Ты, Аз днесь родих Тя? и паки: Аз буду Ему во Отца и Той будет Мне в Сына// (ср. [[new:evr:01:05|Евр. 1:5 —]] [[new:evr:01:06|6]]) (см. блаженный Феодорит). Превознесение и дарование имени, паче всякого имени, есть то же, что в других местах выражается досаждением одесную Отца Как это есть принятие участия в силе и власти Божеской, так и то Иначе это можно назвать обожением человечества в лице Господа Иисуса Христа — Искупителя и Спасителя нашего. Оно введено в сей чин с минуты воплощения; но самым делом стало таковым после крестной смерти, воскресения и вознесения — в момент седения одесную Отца. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени** **Посему и Бог** возвеличил и **превознес Его**, не Того, Кто уничижил Себя и унизил, но ту плоть, коею Он уничижен был. **И даровал Ему имя, которое выше всякаго имени**, то есть Иисус. В чем же состоит это превознесение Его имени? **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени** И для самых малосмысленных ясно, что естество Божие ни в чем не имеет нужды и что, вочеловечившись, не оно вознесено как смиренное, а напротив - как превознесенное само себя смирило. Поэтому не Сын Божий принял то, чего прежде не имел; а напротив - как человек принял Он то, что имел как Бог. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени** Когда Павел упомянул о плоти, то смело говорит о всем Его унижении, так как плоти это свойственно. Таким образом, и эти слова разумей о плоти, не разделяя единого Христа. Какое же имя даровано человеческой природе единого Христа? Имя это - Сын, имя это - Бог; потому что Сей Человек есть Сын Божий, как и архангел сказал: //и рождаемое святое наречется Сыном Божиим// [[new:lk:01:35|(Лк. 1:35)]]. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== **Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени** Сын в единство личности Своей воспринял природу человека, которую, без сомнения, Он и пришел искупить. А поскольку эта человеческая природа никогда не отделяется от Сына Божия, то она царствует и на небе, и на земле, над всеми ангелами и над всеми людьми. //**О воплощении Сына Божьего.**// ===== Амвросиаст ===== **Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени** Павел показывает, чего и сколько заслуживает смирение [Сына Божия], чтобы мы, оставив свое самохвальство, сильнее стремились к смирению. Кому-то кажется, что только человеку [Иисусу] дано было **имя, которое выше всякого имени**, но такого не может быть. Если Христос - Сын Божий и также человек, то Он, сделавшись человеком и оставаясь Богом, не мог лишиться того, что в Нем было. Ибо Бог оставался Богом и тогда, когда сделался человеком. Убедимся теперь в том, что Сын Божий не имел нужды и не был несовершенен, прежде чем дано было Ему имя, которое **выше всякого имени**. Ведь испытывающий нужду - несовершенен... Еще и до страдания Он показал Себя равным Отцу, как я упоминал выше. Отсюда ясно, что рожден Он был совершенным и не имел никакой нужды. Он рожден в полноте Своего Божества для совершения всего, к чему был предназначен. Так что Он получил дар прежде деяний, предназначенных Ему. Потому и представляется, что дар (быть Сыном Бога) заключался в том, чтобы имя Его было **выше всякого имени**, - быть Богом. //**На Послание к Филиппийцам.**// ---- Никто из верующих не усомнится, что Сын Божий рожден Богом как совершенство. При рождении от Бога Отца Он получил полноту Божественности Отца. И тогда же получил **имя, которое выше всякого имени**, то есть как у Отца имя Бога. Ничто о Нем не говорится в будущем времени, поскольку Он все имеет перед Собой. Потому Он рожден для сотворения заново и восстановления всего. Видя, что порядок и разум требуют того, чтобы всякое колено преклонилось перед именем Отца, Отец даровал это имя Сыну, Которому предстояло осуществить спасение, и даровал его, когда родил Сына. Отец так родил Сына, чтобы Он пребывал в той же чести, что и Сам Отец. //**Вопросы относительно Нового Завета.**// ===== Евсевий Кесарийский ===== **Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени** Ибо никто ни из людей, ни из ангелов, ни из божественных сил, но только Этот [Иисус] пострадал ради нашего спасения. Поэтому только Ему Отец дал **имя превыше всех имен** и поручил суд надо всеми. //**Комментарий на пророка Исайю.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени** **Посему и Бог Его превознес**. За это добровольное и безмерное уничижение и смирение Иисуса Христа, за это великое Его послушание до крестной смерти, или за эти беспредельные заслуги Его, и Бог превознес Его, возвеличил, прославил. Это возвеличение или прославление относится к человечеству Иисуса Христа; а по Божеству своему, как единородный Сын Божий, единосущный Богу Отцу, Он вечно и неизменно обладает Божеским беспредельным величием и славою. Прославление и превознесение человечества Иисуса Христа совершилось чрез воскресение из мертвых, вознесение на небо и сидение человечества Его в нераздельном единении с ипостасью Сына Божия одесную Бога Отца. Таким превознесением или прославлением человечество Господа Иисуса Христа сделалось причастным той Божеской славы, которую Иисус Христос, как Сын Божий, имел от вечности [[new:in:17:05|(Ин. 17:5)]]. **И дал Ему имя выше всякого имени**. Бог дал Иисусу Христу такое имя, выше или превосходнее которого нет другого. Это высочайшее имя, превосходящее всякое именование, есть имя //Бога//, или имя //Сына Божия// [[new:evr:01:03|(Евр. 1:3-6)]]. В этом **имени** заключается и высочайшее достоинство, честь и слава Иисуса Христа. Человечество Иисуса Христа нераздельно соединилось с Божеским Лицом Сына Божия со времени зачатия преблагословенной Девы Марии наитием Святого Духа: но Божество Иисуса Христа, в состоянии Его уничижения, скрывалось под образом раба, или под покровом Его человечества. По временам оно раскрывалось, как в Его чудотворениях, в Его преображении на Фаворе, в небесных свидетельствах о Нем; но потом опять скрывалось в Его уничижении среди гонений, против Него воздвигаемых, в Его страданиях и крестной смерти. Иисус Христос является в Божеском величии уже по воскресении из мертвых, как сам Он сказал Своим ученикам пред вознесением на небо: //дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли// [[new:mf:28:18|(Мф. 28:18)]], и особенно по вознесении на небо, о чем сказано у Евангелиста: //вознесеся на небо, и сиде одесную Бога// [[new:mk:16:19|(Мк. 16:19)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени** Теперь Апостол указывает на возвышение Христа после смерти, как на особое побуждение для читателей идти тем же путем лишений, каким шествовал и Христос. Под //превознесением// Христа нужно разуметь не только пространственное возвышение Христа из земной области на небо, но и, так сказать, //качественное// Его возвышение. Согласно со св. Афанасием Алекс., здесь можно видеть указание на //воскресение// Иисуса Христа из мертвых (//Афан//., слово 1). - //И дал Ему имя...//, т. е. имя "Господа" (ср. ст. 11-й). Это имя, конечно, показывает высшее положение Христа по отношению ко всему существующему: Он является господином или владыкою вселенной. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:02:01#lopuxin_ap|Фил. 2:1]] [<10>]