[<10>] ====== Толкования на Фил. 2:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 25-27 **Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали** **"Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего"**. И его посылает опять с такими же похвалами, с какими и Тимофея. В этом последнем он указывает следующие два качества: что он любит их, словами: //"Кто бы столь искренно заботился о вас"//, и – что он заслужил похвалу в благовестии. И Епафродита похвалил за то же, и для той же цели, для какой и Тимофея. Как? Сказав: **"брата и сотрудника"**, и не остановился на этом, но прибавил еще: **"и сподвижника"**, значит показал его великое участие в бедах и засвидетельствовал о нем то же, что и о себе самом. **"сподвижника"** же больше значит, нежели **"сотрудника"**. Иной мог быть сотрудником в делах легких, но не в брани и бедах; а словом: **"сподвижника"** (апостол) показал и это последнее. **"А вашего"**, – говорит, – **"посланника и служителя в нужде моей, послать к вам"**, – т. е., наше вам дарю. Или иначе: вашего, или – учащего нас, к вам посылаю. Потом многое присовокупляет о любви его, говоря: **"Потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали"** [[new:fil:02:26|(Фил. 26:27)]]. Здесь (апостол) внушает и другое, т. е. что и он (Епафродит) очень знает, что вы его любите. А это немалое побуждение к любви. Каким образом? Он болен был, говорит, и вы болезновали; он выздоровел, и вас избавил от печали, которую вы имели по причине его болезни. Сам однако ж был не без печали; но скорбел о том, что, выздоровевши, не видал вас. Здесь и другое внушает, – оправдывается в том, что посылает к ним спустя довольно времени: не по беспечности, говорит, но потому удерживал Тимофея, что никого не имел (//"Ибо я не имею никого"//, – говорит, – //"равно усердного"//), Епафродита же – по болезни. Потом, показывая, что болезнь его была продолжительна и долго изнуряла (его), говорит: **"Ибо он был болен при смерти"**. Видишь ли, сколько Павел заботится о том, чтобы отклонить от души учеников всякую мысль о беспечности и небрежении и, и чтобы они не подумали, будто он пренебрегает ими, и потому не пришел? Ничто не способно так привлечь ученика, как убеждение, что учитель и печется, и скорбит о нем. Это знак чрезвычайной любви. **"До вас дошел слух"**, – говорит, – **"о его болезни. Ибо он был болен при смерти"**. И что я говорю не притворяясь, то послушайте: **"Но Бог помиловал его"**. Что скажешь ты, еретик? Здесь (апостол) называет милостью Божьей то, что Он сохранил человека близкого к смерти, и возвратил его к жизни. Но если мир зло, то оставлять во зле не есть милость. Впрочем с еретиком легко говорить; а что скажем христианину? Ведь и он, может быть, усомнится и скажет: если //"Разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше"// [[new:fil:01:23|(Фил. 1:23)]], то для чего говорит, что (Бог) помиловал его? А я спрошу: почему он говорит: //"А оставаться во плоти нужнее для вас"// [[new:fil:01:24|(Фил. 1:24)]]? Это нужно было сколько апостолу, столько же и Епафродиту, имевшему отойти к Богу с большим богатством и с большим дерзновением. И хотя этого теперь не случилось, но имело быть потом; а приобрести души, отошедшии туда, уже невозможно. Павел говорит также многое и применительно к обычному понятию слушающих, и не везде любомудрствует, так как слово его было к людям мирским, которые боялись еще смерти. Потом показывает, каким у него мнением пользуется Епафродит, и через то делает его достопочтенным, называя именно его спасение настолько полезным для себя, что сам через него помилован. Впрочем и кроме того, настоящая жизнь есть добро; а если не добро, то для чего (апостол) преждевременную смерть поставляет в числе наказаний? Например, он говорит: //"Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает"// [[new:1kor:11:30|(1 Кор. 11:30)]]. Будущая жизнь для человека злого не лучше, потому что она не добра, а для доброго лучше. **"Чтобы"**, – говорит, – **"не прибавилась мне печаль к печали"** – скорбь о смерти на скорбь о болезни. Этим показывает, насколько он почитает Епафродита. **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Потребнее же возмнех Епафродита брата и споспешника и своинника моего, вашего же посланника, и служителя потребе моей, послати к вам** **Потребнее же** – более нужным счел. По-гречески буквально хотя не выходит так; ибо там стоит: αναγκαιον – необходимым почел: но по ходу речи скорее ожидается славянский оборот. Пока-то сбудется посольство Тимофея и мой к вам приход, в настоящее время потребнее послать к вам Епафродита. Почему потребнее, объясняется ниже; здесь только поминается о том. Об Епафродите только и известно, что пишется в сем Послании. Епафрас, о коем говорится в Послании к Колоссаем и к Филимону, – совсем другое лицо, и смешивать их нет никакого повода. Один колоссянин, другой филиппиец. – Посылая его обратно к своим, святой Павел восхваляет его не меньше Тимофея (см.: святой Златоуст). Пять доброхвальных черт выставляет он в нем: **брат**, –как христианин, а может быть, и как лицо, более других сблизившееся с Апостолом, при неоднократных встречах: споспешник, – как сотрудник в проповеди Евангелия и распространении веры: верно, он содействовал святому Павлу в утверждении веры и основании Церкви в Филиппах; ему, может быть, поручено было продолжать начатое Апостолом по удалении его оттуда; и он же способствовал к тому, что Церковь Филиппийская оказалась такою преданною святому Павлу и вере; **своинник**, – уже потому, что споспешник; ибо распространение Евангелия есть истинная борьба со тьмою нечестия и худонравия, но прямее это означает то, что он вместе с Апостолом страдал за Евангелие, – своинник, как соучастник с Апостолом в бедах и теснотах (см. святой Златоуст). Где и когда, не видно. Может быть, под сим разумел Апостол то, что он по делам веры и Церкви подвергался опасности смерти здесь, в Риме; а может быть, он немало терпел и у себя в Филиппах. Если о всех филиппийцах сказано, что им дадеся не только веровать, но и страдать; то при этом выдающимся лицам, каков Епафродит, доставалось, конечно, гораздо более. **Посланник**, – прямо по течению речи это дает ту мысль, что он послан от филиппийцев к Апостолу. Он ваш посланник, – то есть посланец. Так Экумений. Но он может быть назван их Апостолом и в том смысле, что учил их, продолжая среди них дело Апостольства Павлова. Так святой Златоуст и Феофилакт. – Или потому, что ему было вверено попечение о них. Так Феодорит. — **Служитель потребе моей**, – как принесший от филиппийцев потребное святому Павлу. Слово, каким он назван здесь, λειτουργος – наводит на мысль, что такого рода служение святой Павел считал священнодействием; как и прилично – по той причине, что оно способствовало успехам благовествования, которое в другом месте у святого Павла названо священнодействием (см.: [[new:rim:15:16|Рим. 15:16]]). //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей** И так как ни мне, ни достойному сотоварищу моему Тимофею не было возможности (придти к вам), то мне **необходимо было послать к вам Епафродита брата и сотрудника моего** в благовествии, - **а ваш Апостол** есть он **и служитель сей необходимости**, ибо ради этих обстоятельств я послал его к вам. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего** И его Павел изобразил имеющим много заслуг, назвав не только //братом//, но //сотрудником// и //сподвижником//. Апостол назвал его даже //апостолом их//, так как ему было вверено о них попечение. А из этого видно, что под его началом состояли названные в начале послания //епископами// [[new:fil:01:01|(Фил. 1:1)]], то есть те, кто были в должности пресвитеров. //Служителем// же //в нужде моей// назвал его апостол как доставлявшего посланные ими деньги. Этим Павел дает понять, что такая услуга была их обязательством - подобно тому, как это делают сборщики податей. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего** С похвалой посылает и этого, подобно Тимофею, и по той же самой причине, о которой мы сказали выше. //Сподвижник// больше споспешника, потому что в делах безопасных может кто-нибудь содействовать, //сподвижник// же содействует в опасностях. **А вашего посланника (άπόστολον) и служителя в нужде моей** То есть посланного вами ко мне я возвращаю вам; ибо они чрез него посылали необходимое Павлу. Или же: вашего апостола - значит, вашего учителя. **//Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.//** ===== Марий Викторин ===== **Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего** Хотя Павел пообещал, что вскоре пошлет Тимофея, но из-за какой-то задержки, случившейся в то время, когда он об это говорил, теперь он послал Епафродита. Это личное одобрение: //брата и сподвижника моего//, говорит Павел. Епафродит - его //брат// по закону, а //сподвижник// - в воинстве и в труде благовествования. //Вашего посланника// - здесь Павел называет Епафродита //посланником//: Ведь всякого, кто послан - и послан ради благовествования, - можно назвать //посланником//. **//Комментарий на послание к Филиппийцам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей** Пока Апостол считает более нужным (объяснение нужды в 26-м ст.) послать к филиппийцам некоего Епафродита, жителя г. Филипп. Это человек выдающийся как споборник Павла в борьбе за дело Христово. Его хорошо знают и сами филиппийцы, потому что он является при Павле их уполномоченным послом (собственно - //апостолом// - apostolon) и служителем, который принес Павлу от филиппийцев то, что ему было необходимо для собственного содержания. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:02:19#lopuxin_ap|Фил. 2:19]] [<10>]