[<10>] ====== Толкования на Фил. 3:1 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Прочее же, братие моя, радуйтеся о Господе: таяжде бо писати вам, мне убо не леностно, вам же твердо** //Вопрос//. Какая **радость — о Господе**? и что сделав, должны мы радоваться? //Ответ//. Радование о совершившемся по заповеди Господней во славу Божью есть **радость о Господе**. Посему, когда исполняем заповеди Господни, или терпим что либо за имя Господне, тогда должны мы радоваться и сорадоваться друг другу. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-3 **Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся** Когда печали и заботы чрезмерно угнетают душу, то отнимают у нее силу. Потому-то Павел и ободряет филиппийцев, которые находились в великой печали. А печалились они потому, что не знали, каковы обстоятельства Павловы; печалились потому, что почитали его умершим, (печалились) о проповеди, – об Епафродите. Итак, сообщая им обо всем этом удовлетворительное известие, он и присовокупляет: **"Впрочем, братия мои, радуйтесь"**. Теперь, говорит он, вы не имеете причины печалиться: Епафродит, о котором скорбели, с вами, с вами же и Тимофей, и я иду, Евангелие преуспевает. Чего же недостает вам? **"Радуйтесь"**. Галатов (апостол) называет чадами [[new:gal:04:19|(Гал. 4:19)]], а этих братьями. Когда он хочет или исправить что-либо, или показать особенную любовь, то называет чадами; а когда беседует с большим почтением, то называет братьями. **"Впрочем, братия мои"**, – говорит он, – **"радуйтесь о Господе"**. Хорошо сказал: **"О Господе"**, а не мирской (радостью), потому что последнее не значит радоваться. Самые скорби за Христа, говорит (апостол), заключают в себе радость. **"Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Берегитесь псов"** [[new:fil:03:02|(Фил. 3:2)]]. Видишь ли, как он предлагает совет не в начале, а тогда, когда много похвалил их, когда почтил их, – тогда это делает, и опять хвалит. Так как его речь кажется жестокой, то он отовсюду и прикрывает ее. Кого ж он называет псами? (В Филиппах) были некоторые, на кого он намекает во всех посланиях, – иудеи мерзкие и гнусные, корыстолюбивые и властолюбивые, которые, желая отторгнуть многих из верующих, проповедовали и христианство и иудейство, искажая Евангелие. Так как трудно было распознать их, то (апостол) и говорит: **"Берегитесь псов"**. иудеи уже не чада. Некогда назывались (псами) язычники, а теперь они; почему? Потому, что как язычники были отчуждены от Бога и Христа, так и они отчуждены ныне. Этим показывает их бесстыдство и наглость, и великое удаление от чад. А что язычники некогда назывались псами, – послушай, как говорит хананеянка: //"Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их"// [[new:mf:15:27|(Мф. 15:27)]]. А так как и псы бывают при столе, то чтобы они (иудеи) лишены были и этого, (апостол) присовокупляете причину, по которой и отчуждает их, говоря: **"Берегитесь злых делателей"** [[new:fil:03:02|(Фил. 3:2)]]. Достойны удивления слова: **"Берегитесь злых делателей"**: они действуют, говорит, на зло, и действование их гораздо хуже самого бездействия – они расстраивают благоустроенное. **"Берегитесь"**, – говорит, – **"обрезания"**. Обрезание у иудеев считалось важным, ему уступал и закон, и суббота была ниже его; для совершения обрезания нарушалась и суббота, а для соблюдения субботы никогда не нарушался (закон) обрезания. Обрати внимание на домостроительство Божье: обрезание ставится выше субботы; оно не оставлялось ни в какое время. Итак, если обрезание отменено, то тем более суббота. Потому-то Павел не употребляете имени (обрезания), и говорите: **"Берегитесь обрезания"** (κατατομή). Не сказал, что обрезание худо, обрезание излишне, чтоб не поразить этих людей; но поступает благоразумнее: от предмета отводит, и выражение употребляет приятное, заботясь преимущественно о деле. К галатам же не так (пишет). Так как у них была великая болезнь, то (апостол) открыто и полновластно употребляет сечение (τομή): филиппийцам же, которые ничего такого не делали, угождает выражением. И тех и других опровергает, говоря: **"Берегитесь обрезания, потому что обрезание – мы"** (περιτομή) [[new:fil:03:03|(Фил. 3:3)]]. Каким образом? **"Служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся"**. Не сказал: исследуем то и другое обрезание, которое лучше, но даже первого не назвал по имени; что же говорит? Обрезание, то есть, сечение. Почему? Потому, что совершающие его не что иное делают, как только отсекают плоть. Когда это действие перестало быть законным, то оно – уже не что иное, как сечение и отсечение плоти. Следовательно (обрезание) он так называет или по этой причине, или потому, что покушались рассечь Церковь. И мы употребляем слово: сечение, говоря о тех, которые делают это ненамеренно, неосторожно и неискусно. Если же должно искать истинного обрезания, говорит (апостол), то найдете его у нас, **"служащие Богу духом",** т. е. служим духовно. В самом деле, скажи мне, что лучше, душа или тело? Очевидно, душа. Потому и то (плотское) обрезание не лучше, но это одно (духовное) и есть обрезание. Пока оставался прообраз, до тех пор справедливо применялось сравнение. //"Снимите крайнюю плоть с сердца вашего"// [[old:ier:04:04|(Иер. 4:4)]]. Так и в послании к Римлянам (апостол) отвергает обрезание, говоря: //"Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве"// [[new:rim:02:28|(Рим. 2:28)]]. Здесь же лишает его даже имени: не есть и обрезание, говорит. Прообраз называется так до тех пор, пока не пришла истина; когда же пришла истина, то уже не называется. Подобие бывает в живописи: если кто-нибудь набросал эскиз царя, то пока еще не наложены краски, не называют царем; когда же наложатся, то прообраз закрывается истиной и невиден, – мы тогда говорим: вот царь. При том (апостол) не сказал: обрезание есть в нас, но – **"обрезание – мы"**, – и справедливо: это обрезание, состоящее в добродетели, и есть человек, оно-то есть истинно человек. О них же (иудеях) сказал не так, но – **"берегитесь обрезания"**, – потому что они погибали и были нечестивы. **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Прочее же, братие моя, радуйтеся о Господе: таяжде бо писати вам, мне убо не леностно, вам же твердо** «Печали и заботы, когда чрезмерно угнетают душу, отнимают у нее силу. Посему-то Павел и ободряет филиппийцев, которые находились в великой печали. А печалились они потому, что не знали, каковы обстоятельства Павловы; печалились потому, что почитали его умершим, печалились о проповеди, об Епафродите. Итак, сообщая им обо всем этом удовлетворительное известие, он и присовокупляет: //прочее, братие моя, радуйтеся//. Теперь, говорит он, вы не имеете причины печалиться: Епафродит, о котором скорбели, с вами, с вами же (скоро будет) и Тимофей,— и я иду,— и Евангелие преуспевает.—Чего еще недостает вам? //Радуйтесь. Радуйтесь о Господе//. Хорошо сказал: //о Господе//,— а не мирскою радостию; ибо это не значит радоваться. Самые скорби за Христа, говорит он, заключают в себе радость» (святой Златоуст). //Таяжде бо писати вам//. «Другого Послания не писал к ним, но в этом одном предложил многие наставления» (блаженный Феодорит). //Таяжде//. Если относить это к: //радуйтеся//, то будет: твердить вам непрестанно: //радуйтеся//: ибо Апостол писал уже это им: //радуйтеся и сорадуйтеся мне// [[new:fil:02:18|(Фил. 2:18)]]; и еще повторил: //радуйтеся всегда о Господе, и паки реку радуйтеся// (ср.: [[new:fil:04:04|Фил. 4:4]]). Иные слову: //таяжде// — дают значение: //таковое// — и относят ко всему, доселе написанному. Все такое писать вам мне не леностно, а вам это послужит к утверждению в вере и жизни по вере. Он как бы говорит: мне ведь не леностно писать вам таковое, или все о вере и жизни по вере: ибо это служит к утверждению вашему в том и другом. Доразуметь здесь останется для полноты речи: прибавлю вам еще и вот о чем! //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно** **После сего**, то есть после того, как утвердил и укрепил их к перенесению великого гонения преследователей, обращается к увещанию их, чтобы береглись они также и дурных учений Евреев. **Не медлю**, говорит, **писать** вам о том, чего должно остерегаться, и предохранить вас от тех, кои ежедневно являются для смущения вас. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Прп. Петр Дамаскин ===== **Радуйтеся о Господе**, — говорит апостол; и хорошо сказал он: **о Господе**, ибо если не о Господе будет радость, то не только не радуется человек, но и (никогда) не будет иметь радости. Ибо Иов, рассматривая жизнь человека, нашел, что она полна всякой скорби (См.: [[old:iov:14:01|Иов. 14:1]]); также Великий Василий и Григорий Нисский говорят, что птицам и другим животным, по нечувственности их (свойственно) радоваться, а разумному человеку — нет свободы от плача; потому говорит, что мы не удостоились даже познать и те блага, от которых мы отпали. И самая природа учит нас более плакать, ибо жизнь эта многоболезненна и многотрудна и, как изгнание, полна грехов. Но если кто постоянно помнит Бога, тот веселится, по слову Псалмопевца: //помянух Бога и возвеселихся// [[old:ps:076:04|(Пс. 76:4)]]. Ум, увеселяемый памятию о Боге, забывает скорби мира, и от этого памятования уповает на Бога и бывает беспопечителен. Беспопечительность доставляет радость и располагает к благодарению; а чрез благодарение, соединенное с благоразумием, возрастают дары и дарования. По мере того, как умножаются благодеяния, возрастают благодарение и чистая молитва со слезами радости, и вскоре человек избавляется от слез печали и страстных; выходит из (под власти) страстей и так приходит в духовную радость, от всякого случая. Чрез приятное смиряется и благодарит, а чрез искушения укрепляется в нем надежда на будущее; и о том и о другом радуется, и любит Бога и всех естественно, как благодетелей, и не встречает во всем творении чего-либо, могущего повредить ему. Но просвещаемый ведением Бога радуется **о Господе** о всех творениях, удивляясь Его промышлению о Своих созданиях. //**Творения. Книга вторая.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе** Так как филиппийцы находились в печали, не зная, в каком положении находятся дела Павла, как обстоит дело проповеди, в каком положении болезнь Епафродита, и он все это разрешил, сказав, что и проповедь преуспевает, и я иду к вам, и Епафродит уже послан, то апостол Павел говорит: //впрочем, радуйтесь//, потому что нет уже причины не радоваться. Галатов он называет чадами, так как они нуждались в исправлении, а филиппийцев - братьями, поскольку относится к ним с уважением. Прекрасно сказал: //о Господе//, так как мирская радость не есть радость, а в Господе и скорби доставляют радость. Или, поскольку Господь облегчил наши дела, то радуйтесь. **Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно** Предпослав многие хвалы, он начинает делать увещание, чтобы не показаться в самом начале тяжелым. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно** Апостол показывает свою озабоченность, когда говорит о продвижении их в вере. Ему не тягостно писать им о том, что им на пользу. //**На Послание к Филиппийцам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно** Этот стих составляет заключение к предыдущей главе. Апостол подробно сказал о Тимофее и Епафродите [[new:fil:02:19|(Фил. 2:19-30)]]. Прибытие к филиппийцам последнего должно возбудить в них радость [[new:fil:02:29|(Фил. 2:29)]]. В отношении к остальному, чего не коснулся Апостол (//впрочем// - правильнее: //в отношении к прочему// - ta loipon) они также должны радоваться. Апостол если не говорит подробно об этом "//прочем//", то не потому, чтобы ему не хотелось: он с радостью может несколько раз писать о том же самом (//о том же// - ta auta), и знает, что это будет полезно (//назидательно//) для читателей, потому что призыв к радости должен их ободрить. Но - такова невысказанная мысль, составляющая переход к следующему отделу - ему теперь нужно поговорить о явлениях нерадостных, изменить тон своей речи... Ст. 1-11 **Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых** Заключая предшествующий отдел послания призывом радоваться о Господе, Апостол переходит теперь к новому обстоятельству, которое возбуждало в нем большие опасения, именно к возможности появления среди филиппийцев иудействующих лжеучителей. Резкими чертами характеризует он их приемы пропаганды иудейства и, в противовес им, изображает, как сам он относится к иудейству и его преимуществам. Именно он отрекся от всех мечтаний иудейства и всецело стремится к тому, чтобы быть во Христе. //**Толковая Библия.**// [<10>]