[<10>] ====== Толкования на Фил. 3:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания** См. Толкование на [[new:fil:03:01#svt_ioann_zlatoust|Фил. 3:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Блюдитеся от псов, блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения** «Кого Апостол называет здесь псами? Это те, на коих он намекает во всех своих Посланиях, иудеи мерзкие, гнусные, корыстолюбивые и властолюбивые, кои, желая отторгнуть многих из верующих, проповедывали и христианство, и иудейство, искажая Евангелие; и поелику трудно было распознать их, то Апостол и говорит: //блюдитеся от псов//. Иудеи уже не чада. Некогда назывались псами язычники, а теперь они; почему? Потому что как язычники были отчуждены от Бога и Христа, так ныне отчуждены они. И сим показывает их бесстыдство, и наглость, и великое удаление от чад. А что язычники некогда назывались псами, то слушай, что говорит хананеянка: ей, Господи! Ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих (ср.: [[new:mf:15:27|Мф. 15:27)]]. Поелику же псы бывают при столе, то дабы (иудеи оные) лишены были и сего, (Апостол) присовокупляет причину, по которой и отчуждает их, говоря: //блюдитеся от злых делателей//. Достойны удивления слова: //блюдитеся от злых делателей//; ибо они не только действуют (ревнуют, трудятся, подвергаются опасностям и лишениям пути,— все по ревности), но и действуют назло, и действование их гораздо хуже самого бездействия.— Они расстраивают благоустроенное» (святой Златоуст). //Блюдитеся от сечения//. Сечением — назвал Апостол обрезание,— названием несколько унизительным, ироническим, всячески не библейским, чтоб показать, что иудеи теперь хотя и обрезываются, но это обрезание не имеет уже того значения и силы, какие оно имело прежде; тогда оно было печатию избранного народа, а теперь это простое отсечение плоти, без всякого значения (см.: святой Златоуст). //Блюдитеся//, говорит, //сечения//,— то есть обрезания; но, если обрезания блюстись обязывает, тем паче всего прочего, в законе содержащегося. Этим одним словом он заповедует удаляться от всего иудейского. «Обрезание иудейское важно было, поелику ему уступал и закон,— и суббота была ниже его; ибо для совершения обрезания нарушалась и суббота, а для соблюдения субботы никогда не нарушался закон обрезания.— Обрати внимание на домостроительство Божие. Обрезание ставится выше субботы. Оно не оставлялось ни в какое время. Итак, когда обрезание отменено, то тем более суббота» (святой Златоуст); и тем более весь закон, все иудейство — Три раза повторил Апостол: //блюдитеся//,— чтоб показать, сколь это необходимо, и возбудить ревность — чуждаться его всячески. //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания** **Берегитесь псов** этих, то деятели лживые, кои проповедуют вам обрезание. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Берегитесь псов** Были некоторые иудеи, которые, искажая христианство, проповедовали Евангелие, примешивая к нему и иудейские воззрения. Так как они не легко могли быть узнаны, то апостол и говорит: смотрите, берегитесь, обращайте внимание на то, чтобы их не было между вами. Прежде назывались псами язычники, а теперь такие иудеи, потому что они бесстыдны, наглы по отношению к свету истины и всех злословили. **Берегитесь злых делателей** Здесь он лишает их даже названия "псов"; потому что многие псы, говорит, бывают близки к трапезе, а также оберегают дома своих господ. А эти, хотя и действуют, но на зло, и действие их гораздо хуже самого бездействия, так как расстраивают благоустроенное. **Берегитесь обрезания** То есть имеющих обрезание. Великим и драгоценным считалось некогда у иудеев обрезание, когда ради него нарушалась даже и суббота. А так как теперь оно упразднено, то оно осталось ничем иным, как просто отсечением плоти, ибо когда это действие перестало быть законным, то оно не что иное, как отсечение плоти. Или: //берегитесь обрезания//, то есть иудеев, которые старались разделить Церковь. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания** Так апостол называет тех, кто, завидуя язычникам, [пришедшим к вере,] отвращал галатов [от верного пути] всяким злоречием и убеждал их в необходимости обрезания. Павел учит, что таких людей надо всячески избегать и отвергать, ибо они подобны псам, которые сначала лают, а затем ожесточенно набрасываются на человека. Очевидно, что верующие сами обрезают себя в сердце, чтобы, отрешившись от мглы заблуждения, узреть и узнать Господа всего творения. Это и значит -//служить Богу духом и хвалиться Христом Иисусом//, Который дал закон духа для уничижения славы плоти. //**На Послание к Филиппийцам.**// ===== Марий Викторин ===== **Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания** Божественное Писание говорит о псах, которые помогают Церкви и являются ее защитниками, как учит Давид в Псалме 67: они, говорит, насыщаются кровью недругов в храме Божием (Ср.: //Господь сказал: «от Васана возвращу, выведу из глубины морской, чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов»// [[old:ps:067:22|(Пс. 67:22-23)]]). И здесь Павел сказал о другом виде псов, которых следует опасаться, то есть об иудеях, которые суть //делатели//, и //делатели злые//. Ведь они проводят свою жизнь в одних лишь делах, не зная Бога, и через свои дела надеются на спасение. //**Комментарий на Послание к Филиппийцам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся** Филиппийцам угрожает серьезная опасность от иудействующих лжеучитетелей. Они должны поэтому быть очень осторожны (Апостол //три// раза повторяет слово: берегитесь). Апостол не стесняется при этом в выборе обличительных выражений для характеристики этих лжеучителей. Он называет их "//псами//", в том смысле, что все их стремления нечисты по существу, несмотря на видимую свою святость: пес считался у евреев нечистым животным [[old:is:66:03|(Ис. 66:3;]] [[new:mf:07:06|Мф. 7:6)]]. Они - //злые делатели// - точнее: "//дурные работники//" на ниве Божией, потому что вредят Евангелию, вводя в сознание верующих новую, неправильную, мысль о необходимости соблюдать, кроме евангельских предписаний, и требования закона Моисеева. Наконец - они "//обрезание//" - правильнее: "уродство, простое искалечивание или искалеченные" (h katatomh, а //настоящее// обрезание называется h peritomh). B самом деле, обрезание, которого требовали иудействующие, утратило уже свой первоначальный символический смысл и превратилось в простую бессмысленную операцию. Истинное обрезание теперь представляют собой христиане: они служат Богу не плотию, а духом, к чему, собственно, призывало и ветхозаветное обрезание, надеются на Господа Иисуса Христа, а не на то, что они обрезаны по плоти и имеют какие-нибудь другие плотские преимущества (о них см. ниже в 5-6 ст.). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:03:01#lopuxin_ap|Фил. 3:1]] [<10>]