[<10>] ====== Толкования на Фил. 4:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь** //"Блаженны плачущие"//, и: //"Горе вам, смеющиеся"// [[new:mf:05:04|(Мф. 5:4]]; [[new:lk:06:25|Лк. 6:25)]], говорит Христос. Почему же Павел говорит: **"Радуйтесь всегда в Господе"**? (Апостол) не противоречит Христу, – нисколько. Христос сказал: //"Горе вам, смеющиеся"//, разумея смех этого мира в отношении к делам настоящим; а блаженными назвал не тех плачущих, которые оплакивают только потерю собственности, но тех, которые скорбят и плачут о своих неправдах, размышляя о грехах своих, или о чужих. Этому плачу непротивна та радость; даже более – от этого плача она и происходит, потому что оплакивающий и исповедующий свои неправды радуется. Иначе (сказать), можно плакать о грехах своих, а радоваться о Христе. И вот, так как (филиппийцы) томились под бременем страданий, – //"потому что вам дано"//, – сказано, – //"не только веровать в Него, но и страдать за Него"//, – то он и говорит: **"Радуйтесь всегда в Господе"**. Слова эти значат не иное что, как – ведите такую жизнь, чтобы радоваться. Поэтому, когда дела для Бога совершаются у вас беспрепятственно, – радуйтесь. Итак, или это говорит (апостол), или предлог о (έν) употреблен (вместо с (συν); как бы так сказал: **"Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь"**. Так говорить свойственно крепко уверенному, и показывающему, что пребывающий в Боге всегда радуется. Скорбит ли такой, терпит ли что, – всегда он радуется. Послушай, что повествует Лука об апостолах: //"Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие"// [[new:act:05:41|(Деян. 5:41)]]. Если бичи и узы, которые по-видимому всего тягостнее, производят радость, то что другое может причинить нам печаль? **"И еще говорю: радуйтесь"**. Кстати он повторил слово. Так как обстоятельства были таковы, что рождали печаль, то через повторение слова показывает, что точно должно радоваться. **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку, радуйтеся** Чему радоваться? Тому, что вы христиане, что грехи ваши прощены, что имеете благодать Святаго Духа, что живете свято силою Его, что входите в спострадание с Господом и несомненную ради того имеете надежду сподобиться и славного воскресения. Вот о чем радоваться! Избавлены от зла, и всяким благом исполнены, и еще питают надежду верную, что получат такие блага, которых и вообразить нельзя. Как не радоваться? Радость в духе — всегдашняя спутница христиан, и среди лишений произвольных, и среди страданий невольных. Почему Апостол не удовольствовался однажды сказать: //радуйтеся//,— но: //и паки//, приложил, //радуйтеся//.— Как обличительно для вас отсутствие радости духовной! Ибо это несомненный знак: что наше христианство очень недостаточно, много в нем недостает. Больше всего радость сию подсекают земные надежды, и земные вкусы,— и то, что нет усердия на делание всякого встречающего добра: вяла жизнь, живем кое-как, переваливаемся с ноги на ногу. Святой Златоуст говорит на сие место: «Господь говорит: //блажени плачущии// — и: //горе смеющимся// ([[new:mf:05:04|Мф. 5:4]]; ср.: [[new:lk:06:25|Лк. 6:25]])! Почему же Павел говорит: //радуйтеся всегда о Господе//? Апостол не противоречит Христу; нимало. Ибо //горе смеющимся//,— сказал Господь, разумея смех мира сего, бывающий в отношении к делам настоящим; и назвал блаженными плачущих не тех, которые оплакивают только потерю собственности, но тех, которые скорбят и плачут о своих неправдах, размышляя о грехах своих или чужих. Этому плачу не только не противна та радость, но даже от сего плача и происходит она. Ибо оплакивающий и исповедующий свои грехи и неправды — радуется. Иначе сказать, можно плакать о грехах своих, а радоваться о Господе». //Радуйтеся о Господе//. «Слова сии вот что значат: живите так, чтобы радоваться. Посему радуйтеся, когда дела для Бога совершаются у вас беспрепятственно. //И паки реку, радуйтеся//. Так говорить свойственно крепко уверенному и показывающему, что человек, пребывающий в Боге, всегда радуется. Скорбит ли такой, терпит ли что, всегда радуется. Ибо слушай, что повествует Лука об Апостолах: //идяху радующеся от лица собора, яко за имя Его сподобишася безчестие прияти// (ср.: [[new:act:05:41|Деян. 5:41]]). Если бичи и узы, которые по видимому всего тягостнее, производят радость, то что другое может причинить нам печаль?» (святой Златоуст). **//Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь** **Радуйтеся в Господе всегда** во время гонений на вас, - **опять скажу: радуйтеся** во время страданий ваших. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь** Какая радость быть человеком. Она познается, как только человек почувствует другого человека Христом, ибо всегда ощутит его как собрата, причем как вечного собрата, собрата с богоподобным естеством. А это радость, непреходящая радость — разве не так? И эта радость выражена в Вечном Евангелии Спасителя, в том восторженном клике святого апостола: **Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь**. — Господь Иисус Христос, Богочеловек — единственная истинная и непреходящая радость рода человеческого в этом мире, а в Нем и Им каждый человек становится другому человеку первой после Христа истинной и непреходящей радостью. Если бы Евангелие Христово о человеке можно было бы свести к нескольким словам, они бы могли гласить: человек есть радость человеку — Богочеловеком. //**Из писем.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь** Как не радоваться всегда о Господе, возрадовавшем нас спасением Своим! Да, каждому христианину стоит повторять: радуйся, брат, и опять скажу: радуйся. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Радуйтесь всегда в Господе** Но как же Господь говорит: //блаженны плачущие// [[new:mf:05:04|(Мф. 5:4)]]? Потому что плакать таким образом-то же самое, что радоваться. Ибо не просто сказал //радуйтесь//, но //в Господе//. Кто бывает с Господом, тот всегда радуется, хотя бы его предавали пыткам и терзали. //Они же//, говорит,// пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие// [[new:act:05:41|(Деян. 5:41)]]. **И еще говорю: радуйтесь** Так как естественное положение дел причиняло скорбь, то он повторением слова показывает, что всячески следует радоваться. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь** Это означает, что единомысленные и единоверные радуются Господу и всегда дороги друг другу. //Радуйтесь//, говорит он, //в Господе//. Этого недостаточно. //И еще говорю: радуйтесь.// Ибо когда соединитесь сердцем, возрадуетесь в Господе, а возрадовавшись в Господе, соединитесь сердцем и будете// стоять в Господе//. **//Комментарий на Послание к Филиппийцам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь** Апостол переходит снова к увещанию всей Филиппийской церкви. Он говорит здесь, конечно, о радости христианской (в Господе), которая на самом деле может быть постоянной (//всегда//), так как побуждения к радости у христиан никогда не иссякают //(Василий Вел. )// и так как земные скорби, омрачающие обыкновенную радость, для христианина не страшны ([[new:rim:08:35|Рим. 8:35]] и сл. ). Но эта радость не исключает сокрушения о грехах и плача с плачущими, потому что эти слезы бывают как бы "семенем и залогом вечной радости" //(Василий Вел.// ). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:fil:04:01#lopuxin_ap|Фил. 4:1]] [<10>]