[<10>] ====== Толкования на Фил. 4:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства** Часто я говорил, что милостыня введена не для принимающих, а для подающих, так как последние приобретают наибольшую пользу. Это самое и здесь показывает Павел. Каким образом? Филиппийцы, спустя много времени, послали ему нечто, поручив это Епафродиту. Потому (апостол), намереваясь отправить его обратно с этим посланием, смотри, как и хвалит их, и показывает, что присланное принесло пользу не принимающим, но дающим. Делает же это для того, чтобы благодетельствующие не надмевались, и были ревностнее в благотворении, так как через это они приносят более пользы самим себе, а принимающие (благодеяния) не без страха бы спешили принимать, чтобы не подвергнуться осуждению, так как сказано: //"Блаженнее давать, нежели принимать"// [[new:act:20:35|(Деян. 20:35)]]. Итак, что показывает он словами: "**Я весьма возрадовался в Господе**"? Я возрадовался, говорит он, не тому, чему радуются в мире и в настоящей жизни, но "**в Господе**" (возрадовался) не тому, что я успокоился, но тому, что вы преуспели, – а в этом и состоит мое спокойствие. Поэтому также сказал: "**весьма**", – потому что радость его была не плотская, и не о покое своем радовался он, а об их преуспеянии. И смотри, как он, упрекнувши их немного за прошедшее время, тотчас это прикрыл, поучая непрестанно и всегда пребывать в благотворении. "**Что вы уже вновь**", – говорит. Выражением: "**уже вновь**" – он показывает продолжительное время. "**начали**" (άνεδάλετε, процвели) – говорит как бы о деревьях, которые дали ростки, потом засохли, и опять дали ростки. А этим показывает, что они прежде, процветши, увяли, потом, увядши, опять дали побеги; потому в слове – "**начали**" заключается и укоризна и похвала, так как немаловажное дело – процвести увядшему. Этим он показывает, что все случилось с ними от нерадения. "**Заботиться о мне; вы и прежде заботились**". Здесь разъясняет, что они и прежде в подобных случаях обыкновенно отличались щедростью, – почему и присовокупил: "**Заботиться о мне; вы и прежде заботились**". И чтобы ты не подумал, что их прежняя великая ревность и в других отношениях увяла, но лишь в одном этом (в отношении благотворения), – для этого смотри, как он предостерегает, говоря: "**Что вы уже вновь начали заботиться о мне**"; как бы так сказал: я говорю – "**уже вновь**" относительно к этому только, потому что в других отношениях вы не таковы. Может быть здесь спросит кто-нибудь: каким образом тот, который говорит: //"Блаженнее давать, нежели принимать"// [[new:act:20:35|(Деян. 20:35)]], и: //"Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии"// [[new:act:20:34|(Деян. 20:34)]], и который опять к Коринфянам написал: //"Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою"// [[new:1kor:09:15|(1 Кор. 9:15)]], – (каким образом он) теперь не видит, что уничтожает похвалу свою? Как? Принявши (посланное). Ведь если похвала состояла в том, чтобы ничего не принимать, то как теперь он принимает? Что же должно сказать? Там справедливо он не принимал по причине лжеапостолов. //"Дабы они, чем хвалятся"//, – говорит, – //"в том оказались такими же, как и мы"// [[new:2kor:11:12|(2 Кор. 11:12)]]. Апостол не сказал – суть (бескорыстны), но – //"хвалятся"//, показывая через это, что они брали, только тайно. Вот почему сказал: //"чем хвалятся"//. И он принимал, хотя не там. Потому он же говорил: //"Похвала сия не отнимется у меня"// [[new:2kor:11:10|(2 Кор. 11:10)]]. И не просто сказал: //"не отнимется"//, – но что? //"в странах Ахаии"//; и еще: //"Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам"// [[new:2kor:11:08|(2 Кор. 11:8)]]. Из этого видно, что он принимал. Впрочем Павел, если где и принимал, правильно принимал, имея столь важное дело; а как могут брать те, которые ничего не делают? Но я, скажешь, молюсь? Это еще не дело: можно и молиться и дело делать. Но я пощусь? И это не дело. Смотри, как этот блаженный во многих местах и проповедует, и работает. "**Но вам**", – говорит, – "**не благоприятствовали обстоятельства**". Что значит: "**Но вам не благоприятствовали обстоятельства**"? Это зависело, говорит, не от вашего нерадения, но от необходимости; вы не имели в руках, сами были небогаты. Вот что значат слова: "**Но вам не благоприятствовали обстоятельства**". Эхо заимствовано от общего обыкновения; так говорит большая часть людей, когда житейские потребности текут к ним не обильно, а скудно. **//Беседы на послание к Филиппийцам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Возрадовахся же о Господе весьма, яко уже когда воспомянусте пещися о мне: понеже и печастеся, но непогодным временем обдержастеся** Приступая к беседе о сем месте, святой Златоуст говорит: «часто я говорил, что милостыня введена не для принимающих, а для подающих. Ибо сии-то последние и приобретают весьма великую пользу. Это самое и здесь показывает Павел. Каким образом? Филиппийцы, спустя много времени (после прежних посылок), послали ему (и в Рим) нечто, поручив то Епафродиту. Посему Апостол, намереваясь отправить его обратно с сим Посланием, смотри, как хвалит их и показывает, что присланное принесло пользу не ему, принявшему, а им – давшим. – Сие же делает для того, чтобы благодетельствующие не надмевались и были ревностны к благотворению, так как чрез это они приносят более пользы себе самим, а принимающие благодеяния не без страха бы спешили принимать, чтобы не подвергнуться осуждению. Ибо сказано: //блаженнее есть паче даяти, нежели приимати// [[new:act:20:35|(Деян. 20:35)]]. Итак, что показывает он словами: **возрадовахся же о Господе вельми** (весьма)! Я возрадовался, говорит, не тому, чему радуются в мире и в настоящей жизни, но о Господе; не тому, что я успокоился, но тому, что вы преуспели: ибо в этом состоит мое спокойствие. Посему-то и сказал: вельми; ибо и не о покое своем радовался он, а об их преуспеянии». Слова: **яко уже когда воспомянусте пещися о мне** – в нашем славянском переводе отзываются упреком; но в подлиннике этого не видно. **Воспомянусте** – там: ἀνεθάλετε – что значит: опять распустились, опять дали побег, отпрыск. Святой Апостол добродетель или благотворительность филиппийцев представляет деревом, которое, после зимы, в весеннее время, под благоприятным веянием солнца и согретого воздуха, опять одевается листьями, дает отпрыски и новые побеги. Филиппийцы помогали ему; потом обстоятельства мешали им это делать. Как только открылась возможность, они снова послали ему пособие. Апостол и говорит им: рад я очень, что после зимы, неблагоприятных обстоятельств, вы опять дали отпрыск заботы о мне. **Понеже и печастеся**. Чтоб не показалось им, что он укоряет их в том, что был забыт, Апостол устраняет это, говоря: я не в том смысле говорю; ибо знаю, что хоть помогать мне не могли, но думать обо мне думали, ἐφρονεῖτε . Вы и помышляли о мне, не просто думали, но придумывали, как бы помочь; но: ἠκαιρεῖσθε, – безвременствовали, что у нас переведено: **непогодным временем обдержастеся**. Безвременье можно понимать и как указание на оскудение средств: нечем было поделиться. Так святой Златоуст: «что значит — ηκαιρεισυε? Это зависело, говорит, не от вашего нерадения, но от необходимости. Вы не имели в руках, сами были небогаты. Вот что значит: безвременствовали, – безвременьем обдержались. Это заимствовано от общего обыкновения; ибо так говорит большая часть людей, когда житейские потребы текут к ним не обильно, а скудно». Но здесь прямее будет видеть указание на неудобство времени. Так блаженный Феодорит: «давно хотели вы позаботиться об услужении мне, но не имели удобного времени». //**Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства** **Возрадовался я много** тому, что и вы с радостью принимаете на себя попечение о моих нуждах теперь точно также, как заботились и прежде: некоторое только замедление произошло у вас по причине тех неистовств, кои окружали вас. **//Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне** Не мирской радостью возрадовался, говорит, и не житейской, но – **в Господе**: не тому я возрадовался, что успокоился, но тому, что вы преуспели. Посему-то и сказал **весьма**, ибо радовался об их пользе или преуспеянии. После того, как незаметно укорил их за прошедшее время, внушая им благотворить непрестанно и всегда, он опять прикрыл этот укор; потому что слова **уже вновь** (ἤδη ποτὲ) указывают на продолжительное время. Словом **начали** (άνεθάλετε – опять распустились, опять дали побег или отпрыск) говорит как бы о выросших растениях, которые засохли и потом снова, расцвели. Так и вы, говорит, быв цветущими, завяли, и потом снова распустились. Таким образом, здесь и укор некий и похвала; ибо не малое дело есть увядшему процвести. Чтобы кто не подумал, что они и в остальных делах увяли, он прибавил: **заботиться о мне**, то есть в одном только – заботливости о необходимом мне. Но следует спросить, каким образом тот, который сказал: //блаженнее давать, нежели принимать// [[new:act:20:35|(Деян. 20:35)]], и опять в послании к Коринфянам: //для меня лучше умереть, нежели чтобы кто изничтожил похвалу мою// [[new:1kor:09:15|(1 Кор. 9:15)]], теперь является принимающим помощь? Там он вполне основательно не принимал, именно, благодаря лжеапостолам, которые показывали вид, что не принимают, //дабы они//, в чем хвалятся, говорит, //оказались такими же, как и мы// [[new:2kor:11:12|(2 Кор. 11:12)]]. Ибо не просто сказал: //похвала сия не отнимется у меня//, но: //в странах Ахаии// [[new:2kor:11:10|(2 Кор. 11:10)]]; потому что говорит: //другим церквам я причинял издержки// [[new:2kor:11:08|(2 Кор. 11:8)]]. Таким образом, там он не принимал по основательному рассуждению. Здесь же дающие – //возлюбленные и вожделенные//, которых он огорчил бы, если бы не принял. Притом же и принимать бывает лучше ради дающих; потому что они большую получают пользу, чем приемлющие. Что же касается изречения //блаженнее давать, нежели принимать//, то оно вовсе не означает запрещения принимать, но есть простое сравнение, указывающее на то, что лучше. На том основании, что золото лучше, неужели кто-нибудь запретит иметь серебро? Кроме того, апостол говорит это о труде и подаянии от труда; и подлинно нужно так делать. Но ежели не будет времени для труда, например, при наложении уз, или в случае болезни, то что тут делать? Не должно ли принимать? Я думаю, что так. **вы и прежде заботились** То есть вы носили в сердце заботу обо мне и беспокоились обо мне; ибо это в вашем характере – заботиться обо мне. **но вам не благоприятствовали обстоятельства** Не от нерадения вашего, говорит, зависело это, а от необходимости, то есть вы не имели в руках, сами не были богаты; от общего обычая сие заимствовано, ибо мы обыкновенно говорим: настали тесные обстоятельства, пришли теперь дурные времена. //**Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-13 **Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе** Ап. Павел, по принципу, не хотел ни от какой церкви получать деньги на свое содержание. Он сам работал, чтобы остаться вполне независимым [[new:1sol:02:07|(1 Сол. 2:7;]] [[new:1kor:10:15|1 Кор. 10:15-27;]] [[new:2kor:11:07|2 Кор. 11:7;]] [[new:2kor:12:13|12:13)]]. Теперь филиппийцы прислали ему с Епафродитом пособие, и Апостол, вопреки своему принципу, принял это пособие, не желая огорчить филиппийцев отказом. Но желая сохранить свою независимость, он говорит, что возрадовался этому пособию "**в Господе**", т. е. не личной эгоистичной радостью, а истинно христианской. Возрадовался он прежде всего за самих благотворителей филиппийцев, потому что увидел из их поступка, что их обстоятельства изменились к лучшему. Из 2 Кор. ([[new:2kor:08:02|8:2]] и сл.) мы знаем, что Македонские церкви, и в том числе, конечно, Филиппийская, находились прежде в довольно жалком внешнем состоянии и кроме того терпели преследования от врагов христианства. Теперь, очевидно, они настолько оправились, что могут послать Апостолу вспоможение, которое они хотели бы послать и раньше, но не имели к тому возможности. Но пусть они не понимают его благодарности в том смысле, что он давно уже ожидал от них пособия. Нет, он умеет довольствоваться и тем, что имеет под рукою, и недостатки его не тяготят, не лишают душевного спокойствия. В этом умении жить и в лишениях он видит особое действие укрепляющего его Иисуса Христа. Ст. 10-20 **Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь** Апостол выражает свою радость о том, что филиппийцы прислали ему пособие, и прибавляет, что это благодеяние принесло пользу и им самим, утвердив в них чувство любви к Апостолу. //**Толковая Библия.**// [<10>]