[<10>] ====== Толкования на Филим. 1:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо я получил великую радость и утешение от любви твоей, потому что, благодаря тебе, брат, успокоены сердца святых** Ничто так не убеждает, как указание на благодеяние, сделанное другим, особенно если просящий почтеннее тех [кому оно оказано]. //**Гомилии на Послание к Филимону.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Радость бо имам многу и утешение о любви твоей, яко утробы святых почиша тобою, брате** Показывает Апостол, что побуждает его благодарить Бога за Филимона и молить, чтобы он все добрее и добрее делался, говоря как бы: любовь твоя деятельная радует меня и утешает, не потому только, что она есть зерцало твоего совершенства христианского, но паче потому, что ты упокоиваешь всех братии. Святой Павел был в таком живом союзе со всеми верующими, что все бывающее с ними принимал, как бы то с ним самим случалось: радовался, когда у них все шло благополучно, скорбел, когда кого угнетали горе и нужда, и утешался, когда кто облегчал участь скорбящих и нуждающихся. Так и здесь, радовался он о доброте Филимона и в узах своих скорбных утешением себе имел то, что им утробы святых почиша, как бы тем была упокоеваема его собственная утроба. «Мы не только радуемся (за тебя), но и утешаемся (по причине тех упокоенных), потому что они — наши члены» (святой Златоуст). Но зачем святой Павел написал об этом? — Затем, что это очень шло к цели послания. Такие слова внушали Филимону, что, если Апостол, столь любимый и чтимый, утешается, когда я делаю что-либо для других, не тем ли больше утешения для него будет, если я сделаю что-либо для него. Если святой Павел обращался к Филимону, как к сыну, а он любил и чтил Апостола, как отца; то такое именно внушительное помышление естественно должно было родиться в Филимоне и прежде прошения расположить уже его к удовлетворению его. Святой Златоуст говорит: «Если между нами должно быть такое согласие, что находящиеся в скорбях, хотя бы сами ничего не получали, должны радоваться, видя успокоение других, так как облагодетельствовано одно тело, то тем более (мы будем радоваться), если ты успокоишь и нас». **Имам**, — имеем. Можно допустить, что святой Павел имел при сем в мысли святого Тимофея, коего принял в сообщники писания, или и других, бывших при нем. Но вероятнее, что он говорит здесь о себе одном, потому славянский перевод верно выражает силу мысли Апостола, хотя не выдерживает буквы. **Утробы святых почиша** указывает не на упокоение только странников и бедных доставлением потребного им, хотя, кажется, это преимущественно имеется в виду; но вообще на всякое благодеяние, и духовное, и вещественное, и ко всем,— и своим, и чужим, и подавляемым нуждою, и небольшую какую имеющим нужду. Блаженный Феодорит пишет, говоря как бы от лица Апостола: «Всякой исполняюсь радости, что всякого рода услуги оказываешь святым». Но не лучше ли в сем выражении видеть не пространство благотворения, а силу и теплоту расположения, с какими делалось всякое добро. Так святой Златоуст: Не сказал: ты кроток, ты уступчив; но говорит сильнее и выразительнее: **яко утробы святых почиша тобою**. Доканчивает сию мысль блаженный Феофилакт: «Не просто сказал: даешь святым, но **упокоеваешь утробы святых**, то есть что они вседушно приемлют человеколюбие твое как щедро и с утешительным радушием предлагаемое им». **//Толкование на послание к Филимону.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо я получил великую радость и утешение от любви твоей, потому что, благодаря тебе, брат, успокоены сердца святых** См. Толкование на [[new:fm:01:04#lopuxin_ap|Филим. 1:4]] [<10>]