[<10>] ====== Толкования на Филим. 1:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-9 **Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа** Смотри, как Павел остерегается, чтобы и сказанное от сильной любви не поразило слушателя и не оскорбило его... **Павел** - это доказательство от достоинства лица; **старец** - от возраста; **узник Иисуса Христа** - от того, что он праведнее всех. //**Гомилии на Послание к Филимону.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== //Просит Апостол о милостивом принятии Онисима (8—21)// В этом прошении Апостол выставляет самые понудительные побуждения удовлетворить его, устраняя все, что можно бы представить против того. **Сего ради многое дерзновение имея во Христе повелевати тебе, еже потребно есть** Здесь что ни слово, то новое побуждение; и все они опираются на лицо самого Апостола. Первое — апостольская власть. Хотя святой Павел отказывается в настоящем случае действовать в силу ее, но поелику помянул о ней, то возродил в душе Филимона сознание обязанности слушать его, как Апостола, хотя бы не приложено было других побуждений. Власть сия поставлена Апостолом позади всех других побуждений, но не закрыта ими, а видится и всеми ими заправляет, всем им особую придавая собою силу. Блаженный Феодорит мысль Апостола выражает так: «Я мог бы, — говорит Апостол, — смело поступить с тобою, как горячо верующим, и велеть по праву учителя, но не делаю сего, обращаюсь же к тебе с просьбою». **Сего ради**. Чего ради? — Ради того, что сказано пред сим. Поелику ты таков, что всячески упокоиваешь утробы святых, то мне нечего напрягаться действовать на тебя властию апостольскою. Довольно напомянуть тебе о нужде, и ты конечно не откажешься исполнить ее. Ибо если для других делаешь, тем охотнее сделаешь для меня. **Дерзновение имея**. «Естественный закон справедливости учит, что учителю достойно есть давать повеления ученику» (Амвросиаст). И Апостол очевидно имел в виду восставить этот закон в сознании Филимона, но как это могло показаться резким, то он смягчает его всячески. **Дерзновение**, говорит, **имея**. Дерзновение — доступ, свобода говорить кому. Он представляет Филимона великим человеком, к которому не всем свободен доступ, себя же ставит в ряд простых лиц, наводя на мысль, что если имеет что особое сравнительно с другими пред Филимоном, то это зависит от самого Филимона: сам он дал мне такой свободный к себе доступ. Затем прибавляет: **во Христе**. Это слово могло наводить и на такую мысль: власть имея о Христе, как Апостол Христов, мог бы повелеть тебе, и паче других тебе, которого родил к новой жизни во Христе. Но как пред сим он употребил слово — **дерзновение**, а не — власть, то и словом **во Христе** наводил на мысль: по причине сильной твоей веры во Христа Господа, имею дерзновение предлагать тебе все, благоугодное Господу, не по власти апостольской, а по уверенности в твоей горячей вере во Христа Господа, имея дерзновение, или доступ, говорить тебе. И слово: повелевати употреблено смягчения ради, ибо оно значит и: делать наказ, как бы предлагать: не угодно ли. И — **еже потребно есть**, — подобающее, пригодное, — к той же цели направлено. Святой Златоуст говорит: «Смотри, как он остерегается, чтобы и сказанное от сильной любви не поразило слушателя и не оскорбило его. Посему прежде нежели сказал: **повелевати тебе**,— ибо такое выражение было резко, хотя, быв сказано от любви, оно весьма легко могло достигнуть цели, — он от преизбытка осторожности делает оговорку: **дерзновение имея**, и этим показывает, что Филимон был муж великий, то есть говорит: ты сам дал нам дерзновение; потом прибавляет: **во Христе**, и этим показывает, что он говорит так Филимону по причине веры его во Христа; а потом уже и говорит: **повелевати тебе**, и не только это, но еще: **еже потребно есть**, то есть справедливое дело. Смотри, сколькими доводами он убеждает Филимона; ты оказываешь, говорит, благодеяния другим, окажи и мне, притом ради Христа, — и потому, что это дело справедливо, и потому (далее), что этого требует любовь». Второе побуждение — любовь. **Любве же ради паче молю**. «Любви ради, какою я тебя люблю и какою любим есмь тобою» (Экумений). Власть мою оставляю позади. Обращаюсь к тебе лицом любви — братской, дружеской, отеческой. Поелику речь о деле любви, то кто победоноснее может умолить о нем, как не любовь? Ее и выставляю пред тобою ходатаицею за мое прошение. Ради ее прошу. Все другие ходатаи (побуждения) медленно достигают успеха; любовь же быстро и сильно действенна. Ее и употребляю, потому что мне сильно желательно иметь успех в прошении. Если любишь и если дорожишь моею любовию, сделай по прошению моему. Святой Златоуст пишет: «Апостол как бы так говорит: из прежних примеров я знаю, что, и повелевая с великою властию, я получу успех; но так как я особенно забочусь об этом деле, то **любве ради молю**. Здесь он вместе выражает и то, и другое: и то, что надеется на него, потому и повелевает,— и то, что особенно заботится об этом деле, потому и **молит любве ради**». Третье, четвертое и пятое побуждение. **Таков сый**. «**Молю**, будучи, говорит, таким, каковым подобает быть тому, кто силен склонить на свое прошение» (Экумений). Что же в лице его есть столь убедительное? — **Павел**,— старец,— **узник**. Смотри, сколько понудительных побуждений! **Павел**, от качеств лица; от возраста, что **старец**; от того, что больше всего справедливо (что наиболее представляет прав на услышание), что и **узник Иисуса Христа** (святой Златоуст). **Павел**. «Одного этого достаточно к тому, чтобы убедить и склонить» (Экумений). «Смотри, кто проситель; одного упоминания об имени достаточно, чтобы внушить уважение и крайне упорному. Кто слышит — **Павел**, тот слышит имя проповедника вселенной, возделавшего сушу и море, сосуд избранный, и прочее, для перечисления чего потребны тысячи языков» (Феодорит). **Старец**. «Апостол присовокупил и — что он **старец**, указывая на седину, добытую трудами, и ею придавая большую убедительность слову» (Феодорит). **Ныне же и узник Иисуса Христа**. «Почти Павла, почти старость, почти узы, которыми обложен я, как проповедник истины» (Феодорит). «Ратоборца, увенчанного за подвиги, кто не принял бы с распростертыми объятиями? Кто, видя связанного за Христа, не оказал бы тысячи услуг?» (святой Златоуст). **//Толкование на послание к Филимону.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 8-9 **Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа** **Имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, но по любви лучше прошу**. Я мог бы, говорит апостол, смело поступить с тобою, как горячо верующим, и велеть по праву учителя, но не делаю этого, обращаясь к тебе с просьбой. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Амвросиаст ===== Ст. 8-9 **Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа** Насколько требовал разум, было достойно, чтобы ученику повелевал учитель на основе доверия апостольскому авторитету; но поскольку Филимон был добрым мужем, то по любви просит его Павел послушать себя как сверстника по возрасту и **узника Христа Иисуса.** //**На Послание к Филимону.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-12 **Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа - прошу тебя о сыне моем, Онисиме, которого родил я в узах моих, он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; которого я отсылаю к тебе обратно, его самого, а он-мое сердце.** Вследствие этого Апостол обращается к Филимону не с приказаниями, а, как к другу, с просьбою, в духе христианской любви. Пусть Филимон исполнит его просьбу, - просьбу **Павла** (Апостола языков), просьбу **старца** (старцев вообще следует слушать с уважением) и просьбу **узника Христова** (которого нужно всячески утешать). Апостол умоляет Филимона, чтобы он принял своего раба, Онисима, который из негодного сделался полезным и для Филимона, коему теперь будет служить как верный слуга-христианин, и для Апостола, которому он доставил утешение своим обращением ко Христу. //**Толковая Библия.**// [<10>]