[<10>] ====== Толкования на Филим. 1:14 ====== ===== Свт. Иоанн Здатоуст ===== **но без твоего согласия я ничего не захотел делать, чтобы добро твое было не как по нужде, но добровольное** Человек особенно тогда склоняется на просьбу, когда и само дело полезно, и устраивается оно согласно с его волей. Тогда именно бывают два блага: и дающий получает пользу, и принимающий находится в большей безопасности. //**Гомилии на Послание к Филимону.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Без твоея же воли ничтоже восхотех сотворити, да не аки по нужди благое твое будет, но по воли** Будто слышит возражение Апостол: говоришь, он столько благонадежен, что ты хотел оставить его при себе, однако ж спешишь поскорее проводить его от себя; вероятно, благонадежие его не совсем надежно.—Нет, не то, говорит святой Павел. Это препровождение его к тебе имеет совсем другой смысл и другое побуждение. Я не сомневаюсь, что, если б я, оставив его при себе, только известил тебя о том, прося твоего согласия на то, ты охотно бы согласился на то. И доброе бы сделал дело. Но это добро твое имело бы некоторый оттенок вынуждения; я же не хочу, чтоб от тебя шло какое-либо добро, не ко мне только, но вообще, не по воле твоей,— так как в таком случае оно теряло бы всю цену пред очами Божиими: //доброхотна бо дателя любит Бог// [[new:2kor:09:07|(2 Кор. 9:7)]]. Почему и отослал к тебе Онисима, чтоб если ты распорядишься сделать его услужителем мне, то сделал это по твоей доброй воле. Апостол не настаивает на том, чтоб Онисим обратно был прислан к нему, потому что в этом не настояло крайней нужды: около него всегда много было лиц, готовых сделать для него все нужное, — но оставляет это на свободу Филимону. Святой Златоуст говорит: «Сими словами Апостол внушает, что он больше имел в виду его (Филимона), нежели раба, потому что оказывает ему великое уважение: **без твоея**, - говорит, **воли не восхотех**». («И этим смягчает Филимона» — Феофилакт.) Человек тогда особенно склоняется на просьбу, когда и самое дело полезно, и устрояется оно согласно с его волею, — ибо тогда бывает два блага: и дающий получает пользу, и принимающий находится в большей безопасности. Не сказал: «да не по нужде», но: **да не аки по нужде**. Хотя я знал, говорит, что ты, если б и не был уведомлен об этом деле, а получил об нем известие нечаянно, не стал бы сердиться, но поступил так по особой предосторожности, **да не будет благое твое аки по нужде**. «Хочу, докончим словами Феодорита, чтоб и ты приобрел из сего выгоду, собственным своим согласием извлек пользу». **//Толкование на послание к Филимону.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **но без твоего согласия я ничего не захотел делать, чтобы добро твое было не как по нужде, но добровольное** См. Толкование на [[new:fm:01:13#sschmch_onufrij_gagaljuk|Филим. 1:13]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **но без твоего согласия я ничего не захотел делать, чтобы добро твое было не как по нужде, но добровольное** Что чаще всего спрашивают и весьма часто оспаривают: каким образом Бог, создавая человека, сотворил его не благим и справедливым? - тому настоящее место дает объяснение. Ибо поскольку Бог благ по свободной воле, а не по необходимости, то и, создавая человека по образу Своему и подобию, то есть обладающим волей, Бог его не по необходимости сделал благим. //**Комментарий на Послание к Филимону.**// ===== Ориген ===== **но без твоего согласия я ничего не захотел делать, чтобы добро твое было не как по нужде, но добровольное** Бог не тиранит, но правит, а, правя, Он не насилует, но убеждает. И Он хочет, чтобы те, кто под Его властью, сами бы себя добровольно подчиняли Его руководству, так чтобы чье-либо добро проистекало не из принуждения, но из свободной воли. Именно это говорит с пониманием Павел Филимону в послании относительно Онисима: **чтобы добро твое было не вынужденно, а добровольно**. В самом деле, Бог всего мог бы произвести в нас некое предполагаемое благо так, чтобы мы оказывали милосердие по необходимости и чтобы мы были целомудренны по необходимости, но Он этого не захотел. //**На книгу Иеремии.**// ===== Лопухин А.П. ===== **но без твоего согласия я ничего не захотел делать, чтобы добро твое было не как по нужде, но добровольное** См. Толкование на [[new:fm:01:13#lopuxin_ap|Филим. 1:13]] [<10>]