[<10>] ====== Толкования на Филим. 1:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 23-24 **Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои** Епафрас был прислан колоссянами; так что отсюда видно, что Филимон жил в Колоссах. Павел называет Епафраса узником вместе со мною, выражая этим, что и он был в великой скорби. Таким образом, если не для самого апостола, то для этого мужа просьба должна быть услышана. //**Гомилии на Послание к Филимону.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== //Поклоны, стихи 23-24// ст. 23-24 **Целует тя Епафрас спленник мой о Христе Иисусе, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои** Поклоны посылаются от тех же лиц, от которых шли и ко всем колоссянам. Там об них и сказано, что можно было сказать. Здесь разве малое нечто прибавить можно. Епафрас там назван //соработником// [[new:kol:01:07|(Кол. 1:7)]], а здесь **спленником**. Это не означает, что и он был в узах: ибо там святой Павел жил о себе и имел свободу принимать кого хотел. Епафрас мог быть при нем беспрепятственно и не подвергаясь насилиям или каким-либо правительственным мерам запрещения и строгости. Он был, таким образом, пленник любви к Апостолу. Нес, конечно, и он скорби, и лишения, и опасения; но все терпел благодушно, не хотя его оставить. Почему, воистину, был как в плену, — спленник без оков. Святой Златоуст пишет о нем: «Павел называет его **спленником**, выражая, что и он был в великой скорби. Таким образом, если не для самого Апостола, то для этого мужа просьба должна быть услышана, ибо тот, кто находится в скорби и, оставив свои дела, заботится о других, должен быть услышан. С другой стороны, Апостол здесь наперед обличает Филимона, если бы он не оказал милости собственному своему рабу, тогда как согражданин его сделался спленником Павла и вместе с ним терпит страдания. И еще прибавляет: **спленник мой о Христе Иисусе**, то есть за Христа. Не ради человеческого чего-либо **спленник**, но за Евангелие страдая вместе со мною, прибавляет блаженный Феофилакт. О всех прочих лицах сказал Апостол, что они содейственники его, вместе с ним трудятся в благовестии и делают за него все, чего он по причине уз не мог сам делать. Напоминание об них не могло остаться без влияния и на цель послания. Пред лицом Филимона и они теперь выступали ходатаями за Онисима. Святой Златоуст говорит: «Апостол приветствует Филимона и от лица их, дабы скорее склонить его к послушанию, и называет их //споспешниками// своими, дабы таким образом сильнее убедить его к исполнению просьбы». Он говорит как бы ему: «И сии вместе со мною просят тебя, и достойно есть оказать благосклонное внимание к таким лицам и удовлетворить желание их» (Феофилакт). **Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.** Из лиц, помянутых в послании к Колоссянам, здесь пропущен только «Иисус нареченный Юст». Нельзя сомневаться, что и он, знакомый с колоссянами, был знаком и с Филимоном, и что потому поклон от него не мог быть чужд его желанию. А что пропущен, это надо счесть случайностию, не могущею наводить тени на братские и дружеские отношения,—и довольно,—не пытаясь определять, почему именно так случилось. **//Толкование на послание к Филимону.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 23-24 **Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои** Относительно того, кем может быть Епафрас, соузник Павла, мы восприняли такое предание. Сказывают, родители апостола Павла были иудеями из Гискальской области; и они, когда вся провинция была разорена римскими войсками, были вытеснены из Иудеи и переселились в город Таре Киликийский; там и родился Павел, который унаследовал от родителей их происхождение. И так он настаивал на этом, что о себе самом объявлял: //Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я// [[new:2kor:11:22|(2 Кор. 11:22)]]. В другом же месте он говорит: //еврей от евреев// [[new:fil:03:05|(Флп. 3:5)]] и прочее о том, что он себя более иудеем считает, чем тарсянином. Если это так, мы можем предположить, что Епафрас в то же время оказался в заключении, что и Павел; что он поселился вместе с родителями своими в [мало]азийском городе Колоссы и там позднее воспринял проповедь о Христе. Колоссянам же, как мы выше сказали, написано: //приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах// [[new:kol:04:12|(Кол. 4:12)]]. //**Комментарий на Послание к Филимону.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 23-24 **Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои** Ср. [[new:kol:04:10|Кол. IV:10]] и сл -** Благодать Господа**… см. [[new:gal:06;18|Гал. VI:18]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]