[<10>] ====== Толкования на Гал. 1:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ему же слава во веки. Аминь** И это нечто новое и необычайное. Слóва **"аминь"** мы не встречаем нигде в начале и в предисловии посланий, а обыкновенно оно поставляется уже после многих (рассуждений). Здесь же, желая показать, что и сказанное заключает в себе достаточное обличение галатов, и что речь его совершенно закончена, он поставил это (слово) в начале послания. Очевидные проступки не требуют продолжительных приготовлений (для обличения). Поэтому, вспомянув о кресте и воскресении, об искуплении грехов, о безопасности от них на будущее время, о воле Отца и согласии Сына, о благодати, мире и о всяческих дарах Божиих, он заключил речь свою славословием. И не поэтому только он поступил так, но также и от чрезмерного изумления пред величием дара и преизбытком благодати, и от представления того, каковыми мы были, и чем соделал нас Бог сверх нашего чаяния и в самое короткое время. Не будучи в состоянии выразить этого словом, он и заключил речь свою славословием, воссылая за всю вселенную хвалу Богу, – не такую, которая была бы достойна Его, но которая была возможна для него. Вот почему после этого он еще с большею силою продолжает речь свою, воспламенившись, как бы от сильного пламени, от представления благодеяний Божиих. //**Гомилии на Послание к Галатам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ему же слава во веки веков. Аминь** Святой Павел, живший в Боге и всегда носивший в благодарном сердце великое Божие благодеяние к роду человеческому, явленное в искуплении, и к нему самому в призвании не ко спасению только, но и к Апостольству, нередко при писании Посланий приходил, от сознания сего, в движение и восторгался к славословию Бога. (Так: [[new:rim:11:36|Рим 11:36]]; [[new:rim:01:25|1:25]]; [[new:2kor:11:31|2 Кор. 11:31]]; [[new:ef:03:21|Еф. 3:21]]; [[new:fil:04:20|Фил. 4:20]]; [[new:1tim:01:17|1 Тим. 1:17]].) Так и здесь. Помянув о воле Бога и Отца, он вознесся мыслию превыше небес, к престолу Триипостасного Божества, на коем положен Предвечный Совет о спасении рода нашего, - и воздает славу Богу за сие благоволение хотения Его (см.: [[new:ef:01:05|Еф. 1:5]]). Вечная да будет Ему слава за такое великое благодеяние! ибо слова: //во веки веков// - то же значат, что святое святых, песнь песней, небеса небес. Веки веков - бесконечная вечность (см.: блаженный Иероним). - //Аминь//. Спаситель говорил: //аминь, аминь// - истинно, истинно. И здесь //аминь// может быть: //истинно так//. Или выражает только желание, чтобы было так. Буди Ему слава от всех ведающих преславное имя Его. Это наводит на завещание Спасителя: //тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на Небесех// (ср.: [[new:mf:05:16|Мф. 5:16]]). Никто да не помрачает своею жизнию и делами славы исповедуемого им Бога. Святой Златоуст пишет на сие место: «и это новое и доселе неупотребительное; ибо слова: //аминь// - нигде в начале и в предисловии Посланий не находим, но только после многих и продолжительных рассуждений оно поставляется. Здесь же, желая показать, что и сказанного уже довольно для обличения галатов и что слово его не имеет нужды в распространении, - //аминь// поставил он в начале своего Послания. Ибо явные проступки не требуют продолжительных приготовлений для обличения их. Посему, вспомянув о кресте и воскресении, об очищении грехов и обезопасении от них впредь, о воле Отца и согласии Сына, о благодати и мире и о всяком богатстве дарований Божиих, заключил речь свою славословием. И не потому только он так заключил, но вместе и от чрезмерного своего удивления величию дара и преизбытку благодати, и от представления того, что мы были и чем соделал нас Бог, сверх нашего чаяния и в столь короткое время. Не могши всего этого выразить словами, он кончил речь славословием, воссылая хвалу Богу за всю вселенную, - не такую, которая бы соответствовала величию благодеяний Божиих, но какая была возможна для него. И потому после сего еще с большею силою продолжает речь свою, воспламенившись, как бы от сильного пламени, от представления благодеяний Божиих». //**Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ему слава во веки веков. Аминь** См. Толкование на [[new:gal:01:01#prp_efrem_sirin|Гал. 1:1]] ===== Блж. Августин ===== **Ему слава во веки веков. Аминь** Насколько же более не должны люди относить на свой счет, если делают нечто доброе, если Сам Сын Божий в Евангелии сказал, что Он пришел не славы Своей искать и не волю Свою исполнить, но волю Пославшего Его? [[new:mf:07:21|(Мф. 7:21,]] [[new:mf:12:50| 12:50;]] [[new:in:04:34|Ин. 4:34,]] [[new:in:06:38|6:38,]] [[new:in:09:31|9:31)]] Апостол упоминает о воле и славе Отца, чтобы дать понять, что и он сам по примеру Господа, его пославшего, не ищет славы своей и не свою волю исполняет, проповедуя Евангелие. Немного ниже он говорит: **Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым** [[new:gal:01:10|(Гал 1:10)]]. **//Изложение Послания к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ему слава во веки веков. Аминь** Не употребляя нигде во вступлении слова "аминь", здесь поставил, показывая, что эта речь им кончена и что для обвинения галатов достаточно сказанного. И напомнив о неизреченных благодеяниях Божиих, в которых уже заключается осуждение их, как оставивших своего Благодетеля Христа; затем, проникнутый изумлением пред Сим Благодетелем и не находя ничего еще сказать о них, заключает свою речь славословием. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ему слава во веки веков. Аминь** См. Толкование на [[new:gal:01:04#lopuxin_ap|Гал. 1:4]] [<10>]